Роль художественного рассказа на уроках географии в школе для умственно отсталых детей

В преподавании географии одним из основных источников знаний является слово учителя. Во вспомогательной школе используют рассказ и объяснение, они относятся к словесным методам обучения.

Речь учителя должна быть выразительной, спокойной, доступной для понимания, правильной. Речь должна сочетаться с применением наглядных пособий.

Рассказ — форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

На уроках географии имеют место два типа рассказов.

Первый тип это рассказ, главная дидактическая цель которого заключается в изложении фактических знаний по изучаемому вопросу. Рассказы такого типа представлены в большинстве статей и учебников.

Другой тип это иллюстрированные рассказы.


Рассказ должен быть простым по изложению, последовательным, эмоциональным. При этом рекомендуется использовать описания из художественной, научно-популярной литературы, что способствует лучшему осмысливанию школьниками изучаемого материала и тем самым развивает у них внимание, интерес.

Небольшой по объему красочный рассказ учителя является важнейшим источником знаний учащихся, средством формирования у них географических образов, эстетического воспитания, способствуют развитию речи уч-ся.

При образовании представлений учитель последовательно направляет сознание учеников на типичные существенные стороны изучаемого объекта. Одновременно с образованием представлений ученики усваивают ряд терминов, названий предметов и явлений.

Рассказ учителя географии всегда сопровождается различными наглядными пособиями и самостоятельными работами учеников; это расширяет круг психологических действий умственно отсталых школьников и способствует преодолению трудностей, возникающих при усвоении знаний на слух.

 

Мет.изуч.темы «Тепловые пояса на Земном шаре» (на примере одного урока по выбору студента).

Изучение темы «Тепловые пояса на земном шаре» помогает усвоить причинно-следственные зависимости и взаимосвязи между расположением стран и их природой, понять следующую тему)