Роль кочевников в лаогенезе


Лаогенез (становление народа) может быть в простейшем случае описан как покорение кочевым воинственным племенем оседлого аграрного этноса. В некоторых случаях вместо покорения могут иметь место более мягкие формы межэтнического альянса. Кочевники формируют высшую страту в народе, аристократию, дворянство, а оседлые аграрии – соответственно, низшую. Кочевники становятся элитой, крестьяне – массой. Охотники и собиратели чаще всего оказываются на самой низкой ступени и либо подчиняются аграрным пластам, либо смещаются на периферию, сохраняя относит. автономию. Так …
происходит структурирование народа.

Во главе стоят воины, внизу – крестьяне. Вместе они образуют единую социологическую систему, в которой постепенно этнический дуализм превращается в политическую дифференциацию каст и сословий.

Истоком народа можно считать дистанцию, привносимую кочевниками в оседлое общество. Эта дистанция выражается в границах, которые народ устанавливает вокруг себя и внутри себя. Эта дистанция имеет этнические корни и дает о себе знать в культуре, обществе, мышлении.

 

Социологические формы исторических творений народа.

Появляясь в истории, народ обязательно создает одну из трех форм (иногда все три одновременно или две из них, а иногда переходит от одной к другой последовательно):государство – цивилизация – религия. Он не может существовать вне одной или нескольких из этих форм. В самой общей форме можно соотнести народ сразу со всеми этими формами – государством, религией и цивилизацией как имманентными возможностями народа как этносоциологического явления. Как минимум одна из этих возможностей в каждый конкретный исторический момент обязательно должна реализоваться, а другие могут существовать латентно.

Поэтому мы можем сделать следующий вывод: только там, где есть государство и/или религия, и/или цивилизация, там есть народ. О наличии народа нельзя говорить, если не соблюдается хотя бы одно из этих условий. Верно и обратное: если есть государство и/или религия и/или цивилизация, за ними обязательно присутствует народ как особая этносоциологическая категория, которую остается только обнаружить и описать.