Религия как этносоциологический феномен


Религиозность этноса и религиозность народа

Религия, обладающая (более или менее) развитой трансцендентной теологией, является характерной чертой народа.

Религиозность этноса является имманентной. Религия, характерная для народа, наоборот, строится вокруг измерения трансцендентности. Можно сказать, что типичное свойство этноса – религиозность (как нуминозность, всесакральность), а типичное свойство народа – религия (как конструкция, основанная на трансцендентности). Термин «религия» происходит от латинского слова «re-ligare», то есть «связывать», точнее, «снова связывать». В этносе всё …
и так связано, поэтому, строго говоря, связывать там нечего, надо лишь поддерживать связанность в ее актуальном состоянии. Поэтому мы говорим о религиозности, сакральности, магичности и мистичности (Л.Леви-Брюль) этнического сознания. Религия как таковая, то есть необходимость «связать расколотое», начинается лишь с народом как с обществом, в центре которого как раз стоит «разрыв», «разделение», «травма», нуждающиеся в «восстановлении», в «связывании» разделенных частей.

Религия делит мир на две части – на «посюстороннее» и «потустороннее», на «временное» и «вечное» и т.д. В религии принципиально трансцендентное измерение, представление о «мире ином». Это дистанция, отделяющая «одно» от «другого».