Религиозные Светские В целом


Читайте также:
  1. А что, по Вашему мнению, характеризует взаимоотношения в Вашем коллективе в целом?
  2. Анализ оборачиваемости оборотных активов в целом
  3. В целом новые промышленные районы производят потрясающее впечатление: русским удалось сделать за 7 лет столько же, сколько Америке за 40 — начиная с 80-х гг. прошлого века.
  4. В целом, все принимаемые в ТПР принципы оптимальности прямо или косвенно отражают идеи устойчивости, выгодности и справедливости.
  5. Ведущие: Тогда в чем же вы видите причины религиозных конфликтов? Почему они происходят? Разве верующий человек может нарушить религиозные заповеди, нравственные запреты?
  6. Влияние инфляции на эффективность проекта в целом
  7. Всеобщая печаль из-за собственной несостоятельности истребляет мужскую сексуальность в целом.
  8. Выводы сделать по …
    каждой таблице и в целом по теме.
  9. Деление частного права на типы, в целом, близко к классификации права вообще, но абсолютного тождества между ними нет.
  10. Доступности для функциональной системы в целом
  11. Духовная сфера – наука, обычаи, культура, религия, искусство, религиозные организации, деятельность.
  12. Инновационный сценарий — предполагает существенную модернизацию экономической системы в целом.

Религиозные Светские В целом

Религиозные Светские В целом

До X века

81.9 18.1100

XIV—XV век 85.0

15.0 100

XVin век

24.1 75.9

X—XI века

94.7 5.3100

XVI век

64.7 35.3100

XIX век

10.0 90.0 100

ХП-ХП1 века

97.0 а 3.0

XVII век

50.2 49.2100

XX век

3.9

96.1 100


 

 

Цифры убедительно свидетельствуют о том, что средневековая живопись и скульптура были преимущественно религиозными. Роль религиозного фактора начала снижаться лишь после XIII века и нако­нец становится совершенно незначительной в XIX и XX столетиях. Одновременно процент светских картин и скульптур, которые фак­тически отсутствовали в средние века, увеличивается с XIII века приблизительно до 90—96% от числа всех известных картин и скульп­тур XIX—XX веков.

Такая же ситуация наблюдается в музыке, литературе и архитектуре.

Средневековая музыка представлена Амброзианским, Григорианс­ким и другими хоралами религиозного содержания. Почти на все 100% музыка была религиозной. В период между 1090 и 1290 годами появля­ется впервые светская музыка трубадуров, труверов и миннезингеров. С тех пор светская музыка неуклонно шла в гору. Среди ведущих музыкальных сочинений доля религиозных падает до 42% в XVII—XVIII веках, до 21% в XIX веке и, наконец, до 5% в XX веке. Процент же светских сочинений вырастает соответственно до 95% в на­шем столетии.

Точно так же и в литературе в период с V по X век почти нет светских шедевров. Произведения греко-римских поэтов и писателей настолько радикально изменены и подвержены столь сильной сим­волической переинтерпретации, что у них осталось мало общего со своими оригиналами, и они скорее служат лишь своеобразным придатком религиозной литературы. В период с IX по начало XII века появляются несколько полусветских, полурелигиозных произведений, подобно "Heliand"[299]*, "Hildebrandslied"[300]*, "La Chanson ос

•jd"[301]*, "Le Pelerinage de Charlemagne"[302]*. Но лишь во второй

овине XII века появляется истинно светская литература. Наконец, Словесности XVIII—XIX веков процент светских произведений р ^имается до 80—90% в зависимости от того, какую страну



^изучаем.

В архитектуре средневековья фактически все выдающиеся творения едставляли собой соборы, церкви, монастыри, аббатства. Они господ­ам овали над городами и селами, воплощая творческий гений средневе- 01 вой архитектуры. Напротив, в течение нескольких последних веков Яового времени подавляющее большинство архитектурных творений juijiv светскими по своему характеру — дворцы правителей, особняки богачей, ратуши и другие городские административные здания, кон­торы, железнодорожные вокзалы, музеи, филармонии, оперные театры й -г п. Среди подобных строений и такие, как Empire States Building, Chrysler Building, Radio City[303]*, башни редакций столичных газет; среди лих 01 ромные соборы наших городов и вовсе затерялись.

Эти неоспоримые факты не оставляют никакого сомнения отно­сительно идеационального характера средневековых изобразительных искусств и светской природы искусства последних четырех веков, осо­бенно в XVIII—XX веках. Они показывают, как от века к веку про­исходило это изменение. Среди прочего они показывают, что темы, к которым обращалось искусство XIII века, оставались по преимуществу религиозными.

Другой важный аспект идеационального, идеалистического и чувст­венного искусства — их стиль: является ли он формальным и символич­ным или визуальным и чувственным. Изменения, происшедшие в этом русле, очерчены мною в следующих суммарных данных относительно доли каждого из стилей в европейской живописи и скульптуре в течение рассматриваемых веков.

Стили: