РЕКОМЕНДАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ, ВЕДУЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВЫСОКИМ НАЛОГОВЫМ РИСКОМ

 

Налогоплательщикам, которые по результатам самостоятельной оценки выявили, что их деятельность подпадает под признаки ведения деятельности с высоким налоговым риском или под налоговую схему (в том числе и не представленную на сайте ФНС России), налоговики рекомендуют (абз. 21 — 26 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков):

— исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период. Для этого следует подать уточненные декларации (расчеты) за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском;

— уведомить о представлении уточненной отчетности инспекцию, чтобы налоговики имели возможность вовремя учесть это обстоятельство при составлении плана выездных проверок.

 

Налоговики разъясняют, как нужно уведомить инспекцию о том, по …
какому поводу вы представили уточненные декларации (расчеты).

С уточненной отчетностью представляется пояснительная записка по форме, которая приведена в Приложении N 5 к Приказу.

 

Например, руководством организации "Альфа" (ИНН 7755237456/КПП 775501001) принято решение уточнить налоговые обязательства по налогу на прибыль и НДС за 2013 г. в связи с тем, что один из контрагентов, с которым организация сотрудничала в этот период, имеет признаки фирмы-"однодневки".

К уточненным декларациям организация приложила следующую пояснительную записку.

 

Приложение N 5

к Приказу ФНС России

от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

(в ред. Приказа ФНС России

от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)

 

11 июня 14

"—" ———— 20— г.

113н

N —————

 

Пояснительная записка

к уточненной (уточненным) налоговой декларации

(налоговым декларациям)

 

Общества с ограниченной

ответственностью "Альфа"

(————————————)

(налогоплательщик)

 

7755237456 775501001

ИНН ———- КПП ————

представленной (представленным) в связи с выявлением фактов

ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким

налоговым риском

 

01 января 2013 г.

Настоящим сообщаю, что за период с "—" —————

31 декабря 2013 г. торговую деятельность

по "—" ————— организация осуществляла ———————.

При самостоятельной оценке рисков установлены факты недостаточных

документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе некоторых

контрагентов по ряду сделок, осуществленных нашей организацией за

вышеуказанный период.

С целью исключения налоговых рисков в части возможности квалификации

налоговыми органами таких операций как соответствующих (идентичных,

аналогичных по своему содержанию) способам ведения деятельности с высоким

Обществом с

налоговым риском, размещенным на сайте ФНС России, —————

ограниченной ответственностью "Альфа"

————————————- проведен перерасчет налоговых

обязательств с учетом выявленных фактов и представлены следующие уточненные

налоговые декларации.

 

┌──────┬───────────────────────────┬───────────────┐

│N п/п │Наименование налога (сбора)│Отчетный период│

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 1 │Налог на прибыль │I квартал │

│ │ │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 2 │Налог на прибыль │Полугодие │

│ │ │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 3 │Налог на прибыль │9 месяцев │

│ │ │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 4 │Налог на прибыль │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 5 │Налог на добавленную │I квартал │

│ │стоимость │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 6 │Налог на добавленную │II квартал │

│ │стоимость │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 7 │Налог на добавленную │III квартал │

│ │стоимость │2013 г. │

├──────┼───────────────────────────┼───────────────┤

│ 8 │Налог на добавленную │IV квартал │

│ │стоимость │2013 г. │

└──────┴───────────────────────────┴───────────────┘

 

Принимая во внимание то, что данные факты не носят системного характера

и не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду, а также

Обществом с ограниченной ответственностью "Альфа"

то, что ————————————————- иные способы,

соответствующие информации, размещенной на сайте ФНС России, не

применялись, прошу учесть добровольно предпринятые меры по снижению

налоговых рисков при отборе объектов для проведения выездных налоговых

проверок.

 

Петров

Генеральный директор ООО "Альфа" ———— А.Н. Петров

 

Что же выиграет налогоплательщик, который уточнит свои налоговые обязательства с учетом рекомендаций налоговиков?

Сразу укажем, что при получении каждой уточненной декларации (расчета) налоговая инспекция должна проводить камеральную проверку. Такой порядок установлен п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Декларации (расчеты), которые вы представите, чтобы добровольно исключить сомнительные операции и доплатить налоги, не исключение.

 

 

Но налоговики обещают такие послабления:

— не истребовать у вас в ходе камеральной проверки дополнительные документы (абз. 27 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков);

— принимать решение о проведении у вас выездной проверки только при наличии дополнительной информации о нарушении вами налогового законодательства и по предварительному согласованию с ФНС России (абз. 29 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков).

Заметим, что в Налоговом кодексе РФ таких ограничений не содержится.

Поэтому, если налогоплательщик в уточненной декларации заявил льготы или НДС к возмещению, налоговики вправе запросить соответствующие дополнительные документы. Ведь такое право предоставлено им законом (п. п. 6 — 8 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, Решение ВАС РФ от 06.08.2008 N 7696/08). Сослаться на то, что нарушены Общепринятые критерии оценки рисков, при оспаривании решения по камеральной проверке вы не сможете.

Точно так же и для назначения выездной проверки по закону препятствий нет. Оспорить ее результаты на том основании, что проведение проверки не было согласовано с ФНС России, не удастся.

 

Несомненно, представленную вами уточненную отчетность и пояснительную записку налоговики учтут при составлении плана выездных проверок (абз. 28 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков). Однако к каким последствиям это приведет, однозначно сказать нельзя.

Также отметим, что при подаче уточненной декларации налоговые органы могут проверить период, за который она представлена, в рамках выездной проверки. Даже если с момента окончания этого периода прошло более трех лет и вне зависимости от того, в какую сторону корректируется ранее заявленный налог (абз. 2, 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Это важно учитывать при принятии решения о подаче уточненной декларации. Ведь фактически вы можете инициировать выездную проверку за весь корректируемый период.

Поэтому при решении вопроса, уточнять свои обязательства в соответствии с п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков (подавать уточненную отчетность, пояснительную записку) или нет, подумайте, готовы ли вы привлечь к себе дополнительное внимание налоговых органов.