Развитие права

Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом.Делегированное законодательство – это акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. Оно имело место ещё в XVI – XVIII вв. В Новейшее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходило количество законов, принятых парламентом. На основании Акта о чрезвычайных полномочиях 1920 г. правительство получило право издавать от имени короля указ о чрез­вычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась «непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц» снабжению общества средствами жизне­обеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность …
применения чрезвычайных мер для поддержания «нормальной жизни общества», обес­печения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Закон 1920 г. был направлен главным об­разом против забастовок. В 1964 г. его редакция измени­лась и теперь он предусматривает предоставление прави­тельству исключительных полномочий в любых чрезвы­чайных условиях. Акт о министрах короны 1937 г. определил размеры жалованья высшим должностным лицам государства. Премьер-министр наряду с другими министрами стал получать жалованье из государственной казны. Делегированное законодательство по существу стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании.

Большое значение в модернизации судебной системы сыг­рал Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судеб­ных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятель­ность судов соответствующих округов, а главное, создал но­вый Суд короны, входящий в систему высших судов страны. Система выс­ших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высо­кий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделение). Их структура и юрисдикция регулируютсяЗаконом 1981 г. о Верховном суде.

Значительное место в английской судебной системе и в уголовном процессе в XX в. по-прежнему занимает суд присяж­ных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществля­ется теперь не шерифами, как это было исторически, а чиновниками, назначенными лорд-канцлером. В 1972 г. для присяжных заседателей был отменен иму­щественный и снижен возрастной цензы.

Все указанные выше изменения были консолидирова­ны Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия относительно сужаетсязасчет расширения числа дел, рассматриваемых судьями еди­нолично, без участия присяжных заседателей, в так назы­ваемом суммарном порядке.

В Англии нет Уголовного кодекса, поэтому некоторые вопросы, такие, как, например, необходимая оборона, регулируются Законом «Об уголовном праве» 1967 г.

В Англии развивается и социальное законодательство. Например, закон 1994 г. гласит, что финансист, обманувший вкладчиков, присвоивший их деньги, приговаривается к общественным работам независимо от своего социального положения. Это наказание относится к типу морально-психологического воздействия, и оно действует довольно эффективно, так как в Англии честность – также является капиталом.