Развитие поисковой активности и воображения.

Человеку от рождения присуще стремление к новому, необычному. Это инстинкт, делающий нас с первых дней прирожденными исследователями. Благодаря ему мы познаем окружающий мир, учимся распознавать предметы, говорить и т.д.

Обращали ли вы внимание на то, с какой радостью малыш тянется к неизвестному предмету? Радость от встречи с новым неотъемлемая часть познавательного инстинкта. А жажда необычайного, романтики, которая с трепетом охватывает нас в юности? Такую тягу к неведомому психологи называют поисковой активностью.

Поисковая активность, направленная на познание, является главным условием становления творческой личности. Именно она помогает в самых обыденных явлениях увидеть необычайное, а без этого невозможно творчество.

Но бывает иначе: подрастая, человек начинает подозрительно, с опаской относиться к новому. И …
куда только исчезает то естественное, природное чувство радости?

Так бывает, когда человек замыкается в ограниченном круге интересов, перестает интересоваться новым. Так же физически крепкий человек "теряет форму", прекращая тренировки.

 

*В сб.: Как стать еретиком. Петрозаводск: Карелия, 1991. В работе указанных авторов "Жизненная стратегия творческой личности" период становления рассматривается первыми семью ходами. С.24-35.

 

Как сохранить в себе поисковую активность, развить ее? Существует ли какое-нибудь средство?

"И в эту минуту раздался мужественный голос человека.

Ему отвечали не менее решительные голоса.

Все ли выброшено?

Нет. Остались еще деньги десять тысяч франков золотом.

Тяжелый мешок тотчас полетел в воду.

Поднимается ли шар?

Да, немного, но он сейчас же снова опустится!

Можно еще что-нибудь выбросить?

Ничего.

Можно. Корзину! Уцепимся за веревки! В воду корзину!" (Жюль Верн. Таинственный остров).

 

Да, это магическое средство книги, в которых есть место тайне, загадке, творческому порыву, благородству, далеким неведомым мирам и необычным приключениям!

 

"Лекарство" бывает горьким, но только не в этом случае! Жюль Верн, Герберт Уэллс, Иван Ефремов, Александр Беляев, Генри Хаггард, Артур Конан Дойл, Александр Грин, Джек Лондон… одно только перечисление этих имен волнует воображение. Кто может подсчитать, сколько мальчишек и девчонок бессонными ночами уносились в чудесные миры, созданные воображением этих и многих других писателей? Их книги будоражат воображение, мечты о несбыточном, формируют мировоззрение…

При знакомстве с биографиями знаменитых творческих личностей в первую очередь привлекает внимание важная роль книг в их детстве и юности. Упомянем таких выдающихся творцов науки и техники, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, Ж.-И.Кусто, А.Л.Чижевский, Д.Габор, И.И.Сикорский.

И.А.Ефремов прямо указывал на решающую роль книг в своей судьбе: "Мой интерес к палеонтологии, который я сохранил на всю жизнь, возник от десятикопеечной книги из сытинской библиотеки. Всем я обязан книгам. Фантазия, стремление к занятиям, образы людей, которым я хотел подражать, все я брал из прочитанного, из литературы."

Книги оказывают важное влияние на развитие будущей творческой личности и с другой, не менее важной стороны. В юности свойственно искать образцы для подражания. Одни стремятся подражать известным киноактерам, другие музыкантам, спортсменам и т.д. Если бы они знали, как небезобидно это занятие, то, возможно, были бы осмотрительнее в своем выборе!

Психологи доказывают, что образ "идеального героя" оказывает огромное влияние на формирование человека и даже на его последующую судьбу! То же и с творчеством.

Так, американские психологи Р.С.Алберт и М.А.Рунко после анализа многочисленных биографий пришли к выводу: будущие творческие личности в детстве и юности предпочитают подражать известным ученым, изобретателям и вообще личностям с ярко выраженными творческими наклонностями.

Вот лишь несколько примеров влияния образа "идеального героя". Идеалами известного биолога Г.Селье были знаменитые биологи Клод Бернар, Луи Пастер, Роберт Кох, Пауль Эрлих. Для Д.Габора, изобретателя магнитной линзы и открывателя основ голографии, с детства образцом для подражания был знаменитый американский изобретатель Т.Эдисон.

Космонавт В.Джанибеков вспоминал: "Мечта в человеке не рождается сама по себе. Мечта воспитывается. Одним из глав-

ных воспитателей моей судьбы стал писатель-фантаст Иван Ефремов. Я помню, какое потрясение испытал еще мальчишкой, когда прочел "Туманность Андромеды". Чистота ефремовских героев, их благородная целеустремленность к высоким свершениям вот что пленяет меня… Трудно переоценить воспитательное значение произведений И.А.Ефремова…"

Вывод прост: выбирай себе для подражания образ такого человека, каким сам желаешь стать в будущем.

Литература и жизнь представляют богатейший выбор: от капитана Немо до профессора Челленджера; великое множество вымышленных и реальных творцов науки и техники.

Фантастика, приключения, книги о путешествиях, биографиях ученых и изобретателей, хорошие научно-популярные книги развивают и другое ценнейшее для творческой личности качество воображение. Трудно переоценить его роль в развитии творческой личности, в выборе Цели жизни, в процессе творчества.

Как никто другой понимая его важность, знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс как-то заметил: "Отсутствие воображения это возврат к животному состоянию; испорченное воображение похоть и трусость; но благородное воображение это бог, вернувшийся на грешную землю."

По способности воздействия на воображение книга оставляет далеко позади своих соперников фильмы и игровые компьютерные программы, ибо только она способна представить полный простор воображению, не навязывая готовые (и чужие!) штампы.

Самый действенный способ воспитания в творчестве самовоспитание, и здесь не следует пренебрегать широкими возможностями, предоставляемыми литературой.