Разговорная речь: условия возникновения и экстралингвистические особенности

Разговорная речь – это не стиль, а функциональная разновидность языка.

Разговорная речь не кодифицирована.

 

Условия возникновения:

— свободное общение

— отсутствие предварительного обдумывания высказывания

— непосредственность речевого общения между участниками

— непринуждённость речевого акта.

 

Особенности:

1) использование внелексических средств (интонация, паузы, темп речи)

 

2) Лексика:

— разговорная лексика и фразеология (картошка, раздевалка, электричка; запихнуть, грохнуться, жадничать; вприкуску, ; втихомолку, многовато, потихоньку; ну, вон, этакий; дело в шляпе, лезть из кожи вон, рукой подать)

— эмоционально-экспрессивная лексика (включая частицы, междометия)

 

3) синтаксис: эллиптические и неполные …
предложения, слова-обращения, повторы слов, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания

— экспрессивность не только в лексическом плане, но и в синтаксическом (Успеем? – Где там! Какое там!)

4) сильное редуцирование звуков, связанное с убыстрённым темпом речи

5) часто – неправильное ударение

6) Словообразование: определённые аффиксы

— ак/як: простак, здоровяк

— ак(а): гуляка, забияка

— ан/ян: старикан

— ач: циркач, бородач

— аш: торгаш

— ень: баловень, увалень

— ёжка: зубрёжка, кормёжка

— лк(а): раздевалка, курилка

— отня(я): беготня

— ун: болтун

— ух(а): толстуха

— ыш: глупыш, малыш

— яг(а): работяга, бедняга

— ш(а): директорша, кассирша

— аст: зубастый

— ничать: безобразничать, жульничать

 

Морфология:

Некоторые особенности в формах частей речи.

— в отпуску (в отпуске)

— слыхать (слышать)

— мерять – меряю, меряешь (мерю, мерить)

 

Синтаксис:

— преобладание простых предложений (из сложных – сложносочинённые и бессоюзные сложные)

— широкое использование вопросительных и восклицательных предложений

— слова-предложения и неполные предложения (вон, пожалуйста, марш; Куда он пошёл? – Домой.)

— эллиптические предложения, т.е. отсутствие сказуемого (Вдруг мне навстречу старик.), иногда – отсутствие других частей речи (Покажите мне ту, другую. (шляпу)

— перерывы в речи (волнение, подыскивание нужного слова, неожиданный переход к другой мысли)

— вводные слова и словосочетания (так сказать, позвольте, кажется)

— вставные конструкции (- если это пройдёт -, — вы его только что видели -)

— присоединительные конструкции – дополнительные высказывания (И так дорого, Померли. От голода)

— междометия (ох, ах, батюшки, вон)

— лексические повторы (да, да; верно, верно)

— инверсии (Я и суп рисовый тоже могу сварить; А я сегодня книжку какую купил интересную)

— повторение сказуемого с усилительной частицей так (Удружил так удружил)

— сочетание инфинитива с личной формой глагола для подчёркивания значения (Стрелять не стреляет, а ружьё держит.)

— сказуемое выражено междометной формой глагола (бах, стук, прыг, шасть)

 

Функции:

— общение

— в худ. литературе: создание словесного портрета, реалистическое изображение быта той или иной социальной среды

 

Функциональные стили -разновидность ЛЯ, обслуживающая область общественно –речевой практики и характеризующаяся специфическими приемами отбора и сочетаемости языковых средств.

Свойства функциональных стилей:

1)Системность – то есть объединение нейтральных и маркированных языковых средств данного стиля.

2)традиционность – устойчивость реализации маркированных средств и принципов организации данного стиля.

3)динамичность.- она обусловлена как языковым изменением, так и изменением в стандартах общения.

4)замкнутость – т.е. ограниченность данного языкового стиля от других, позволяющая сохранить специфику данного стиля.

( но в целом для современного языка характерна подвижность стилевой системы, стили взаимопроникают. Например, названия научных текстов выступают в рекламной функции).

Функциональные стили:

-научный

-официально-деловой

-публицистический

-разговорная речь

Язык художественной литературы.

6/ научный стиль: стилеобразующие факторы, жанровая характеристика текстов, языковые особенности.

Область распространения – научная деятельность и обучение. Адресат – люди, интересующиеся данной проблематикой. Функция – доказательная.

Форма изложения – письменная и устная.

Основные черты:

— точность в использовании терминов.

-логичность.

-объективность изложения.

-относительная индивидуализация.

-возможность использования образных средств, а также оценочных, с целью пояснения – относительная выразительность.

-активность экстралингвистических средств ( подчеркивание, шрифтовые выделения).

Подстили:

-научный( статья, диссертация) ; научно-учебный; научно-популярный.

Тексты научного стиля можно разделить на 2 группы:

-первичные тексты – тексты представляющие собой авторское рассмотрение проблематики.

-вторичные – тексты, созданные на основе первичных.

Лексика – однородность лексического состава. Преимущественное употребление слов с прямым значением. Обилие терминов. Активизация иноязычной лексики.

Морфология- преобладание именных частей речи. Сущ-ное- доминирование форм родительного падежа. Употребление форм ед ч в значении мн числа ( в средней полосе России произрастает береза). Активность сущ-х среднего рода, отглагольных существительных. Прилагательные- преобладают относительные прилагательные. Обозначение прил в краткой форме постоянного признака( эти продукты бедны витаминами). Местоимение – ослабление этой части речи в научных текстах. Активно используется «мы» скромности. Указательные мест-я используются в функции связки( это позволяет) доминирование форм наст времени глагола. Больше всего форм изъявительного наклонения. Большое кол-во прич и дееприч. Активное использование числительных. Много союзов.

Синтаксис- прямой порядок слов, простые предложения осложнены. Большое кол-во вводных, вставных конструкций. Использование пассивных конструкций, отстуствие воскл предложений. Незначительно представлен вопрос.

 

7. официально- деловой стиль.

Область распространения – правовые отношения, адресат – юридические и физические лица.

Функция – регламентация и установление.

Форма выражения преимущественно письменная. Основные черты – точность, лаконичность, стандартное расположение и изложение материала, наличие многочисленных клише, отсутствие индивидуализации, безобразность, неэмоциональность, отсутствие оценочности.

Подстили:

-законодательный

-обиходно-деловой

-дипломатический.

Языковые особенности – в текстах не используется рассуждение, стандартное содержание, последовательная рубрикация.

Лексика – стандартное сочетание слов, однозначность лексики, минимальное кол-во синонимов.

Морфология – доминирование именных частей речи, большое кол-во имен существительных, максимальная активность императива( в функции императива) – не курить!, употребление сложных предлогов( во избежание), субстантивация причастий( учащиеся), использование сущ муж рода для наименования женщин по виду деятельности.

Синтаксис – преобладание прямого порядка слов, длинные предложения( часто 500-600 слов), употребление только повествовательных предложений, осложнение однородными определениями и обстоятельствами, использование однородных членов после обобщающих слов, введение вставных конструкций с целью детализации.

 

8. публицистический стиль

 

Область распространения – общественно-полит, экономическая сфера деятельности. Адресат- неограничен. Спец функция – рекламная, оценочная.

Специфика публ текстов- они двуаспектны- объективно представляют реальное положение дел и передают отношение автора к этому. Информация быстро устаревает и должна быть быстро передана адресату.

Подстили:

-газетный

-теле-радио- журналистский

-ораторский.

Основные черты- простота, доступность изложения, экспрессивность, наличие речевых стандартов, оценочность, индивидуализированность.

Лексика : широкий диапазон яз средств ( от терминов до жаргона). Языковая игра. Активное употребление слов в переносном значении. Большое кол-во заистваванной лексики. Частотность тропов.

Морфология – использование наст времени в значении прошедшего( Он забивает гол)

-активизация категории собирательности( использование ед.ч. существительного в значении мн. – (у мюзикла есть свой зритель).

Синтаксис – употребление стилистических фигур.

-активность вопроса и восклицательных предложений

— осложнение простых предложений прич и дееприч оборотами, однородными членами.

-использование разных видов чужой речи.

-вводные вставные конструкции.

 

9.разговорная речь: условия возникновения и лингвистические особенности.

В настоящее время принято считать, что рус литературный язык объединяет 2 подсистемы – подстстему кодифицированного лит. Яз. И подсистему РР.

Специфика РР проявляется на всех уровнях. РР усваивается только путем общения. Для возникновения РР нужны условия:

-неофициальность, непринужденность общения.

-непосредственное участие коммуникантов со сменой ролей говорящего и слушающего.

— спонтанность

-колоссальная роль невербальных способов воздействия, сильная опора на внеязыковую ситуацию.

Специфическое ритмизованность – чередование ударных и безударных сегментов речи, основывается на ритме дыхания. В РР слова могут терять ударения, произносится кратко и нечетко, если они вляются информативно незначимыми. Интонационное разнообразие. Относительное убыстрение темпа речи.

Лексика. Относительная лексическая ограниченность. Семантическая свобода в употреблении слов = лексическая небрежность. В РР активно представлены семантически пустые слова – штука, вещь. Использование стилистически окрашенной лексики( преимущественно сниженной). Активизация местоимения. Использование уменьш-ласкательных и увеличительных суффиксов. Проявление экспрессии через гиперболизацию и метафору( с ума сойти!)

Морфология. Высокая частотность местоимений, активность глагола, относительное уменьшение кол-ва прилагательных и сущ-х. отказ от употребления прич,дееприч, кр формы прил. Активизация Им. И Вин. Падежей. Свободное использование глагольного времени.

Синтаксис. Слабое использование средств распространения и осложнения простого предложения. Своеобразный порядок слов, т.е. новая информация размещается обычно в начале или в середине предложения. Высокая вариативность порядка слов. Активность элептических конструкций( опущение к-л части предложения). Активность вопросительных и восклицательных предложений. Строение предложений передает процесс формирования мысли, паузы, возникают попутные добавления.

 

10. Язык художественной литературы.

Является особой системой, специфика которой состоит в том, что она открыта для употребления всех языковых средств всех функциональных стилей и РР при условии их мотивированности.

ЯХЛ особенно строг в отношении нормы( так как его принято считать образцом)., но в тоже время допускает какие угодно отступления, если эти отступления представляют собой стилистический прием(Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.)

Свойства ЯХЛ:

— личностная форма выражения

-максимальная активность образных средств

-приобретение образных функций безобразными средствами.

— активизация синонимических возможностей языка.

-неравность объема информации, заданной писателем и воспринятой читателем.

-В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений.

В ЯХЛ функционируют языковые единицы и литературного языка и разговорной речи.

1. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. В художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

2. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих задач. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.

 

Билет 7