Разделение противоречивых требований в пространстве

Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить разделением их в пространстве; т.е. разделить объект на две части, которые удовлетворяют каждая одному из двух требований, либо наделить этими требованиями различные объекты. Графически суть принципа поясняет рис.12.

 

Вспомним задачу N 15, с которую в свое время пришлось решать художнику Верещагину. В ней содержится противоречие: сюжет картины должен меняться во времени, как того требует замысел, и сюжет не может меняться, так как мы имеем дело с картиной. Верещагин разделил эти противоположные требования в пространстве, между несколькими картинами. История какого-либо события изображалась в виде последовательных эпизодов на нескольких картинах (серия картин). Такие "серии" повествовали …
как о небольших эпизодах, например, серия из трех картин "На Шипке все спокойно", рассказывающая о трагической судьбе часового, забытого на посту в зимнюю пургу, так и о таких эпохальных событиях, как Отечественная война 1812года.

Таким образом, он на десятки лет предвосхитил основные принципы кинематографа. Художник придавал столь большое значение замыслу своих "серий", что запрещал раздельно выставлять или продавать входящие в них картины.

Древние строители порта Лотхал (задача N 7) столкнулись с другим противоречием: уровень моря должен быть постоянным, чтобы нормально работал порт, и уровень должен сильно изменяться, поскольку существуют приливы. Их решение соперничает с лучшими гидротехническими сооружениями современности. Порт был построен в виде гигантского каменного бассейна, в которые во время прилива через шлюз входили корабли. То есть древние инженеры разделили противоположные требования между двумя частями моря: одна часть оставалась в акватории порта, другая уходила с отливом.

Вспомним, какие противоположные требования предъявляются к носителю генетической программы. С одной стороны, высочайшая стабильность и устойчивость к различным воздействиям, чтобы надежно сохранить информацию. С другой стороны, нестабильность, способность легко растворяться в воде, чтобы доставлять программу в нужное место клетки. В процессе биологической эволюции противоречивые требования были разделены в пространстве между различными молекулами. С молекулы ДНК программа "копируется" на молекулу РНК, сходную по структуре, но обладающую высокой растворимостью в воде, а та доставляет ее по назначению.

В задаче N 1 о хранении универсального растворителя содержится противоречие: растворитель должен растворять стенки посуды, так как он универсальный, и не должен растворять их, чтобы его можно было хранить. В соответствии с рассмотренным принципом, мы должны разнести агрессивную жидкость и стенки посуды в пространстве. От этого образа несложно перейти к конкретному решению. Можно, например, хранить растворитель в невесомости, либо придать ему свойства магнитной жидкости и подвесить в магнитной поле. Возможны и другие варианты.

Противоречие задачи N 6: воды в кастрюле должно быть много, чтобы каша гарантированно сварилась, и воды должно быть мало, чтобы каша не превратилась в размазню. Эти требования также можно разделить в пространстве, т.е. отделить в кастрюле воду от каши, и последнюю готовить на пару (см.рис.14).

 

Решите самостоятельно задачи 18, 19, используя принцип разделения противоречивых требований в пространстве.

 

Задача N 18. Во время Великой Отечественной войны командир одного торпедного катера получил приказ высадить ночью разведчиков на берег, занятый противником. Следующей ночью надо было вернуться и забрать их.

Близко к берегу подходить нельзя обнаружат! Надо спускать шлюпку далеко от берега, а затем забрать ее. Но как при возвращении в кромешной тьме найти далеко стоящий в море катер? На компас нельзя надеяться: в месте высадки проходит прибрежное течение, шлюпку может сильно снести в сторону.

Сколько не раздумывал командир, а выходило, что единственный способ не сорвать важную операцию зажечь на борту яркий фонарь. Но тогда уж точно обнаружат! Как быть?

 

Задача N 19. Скорость яхты можно существенно увеличить, если намного увеличить площадь парусов. Но при этом уменьшится остойчивость даже легкий бриз опрокинет яхту. Утяжелить киль? Потребуется увеличить водоизмещение яхты, а это дополнительное сопротивление. Превратить яхту в катамаран? Опять увеличение сопротивления движению.

Необходимо увеличить площадь парусов в 100 и более раз, сохранив при этом высокую остойчивость яхты. Как быть?