Распределения природных ресурсов на суше и в Мировом океане

План-конспект урока

Тема: География природных ресурсов Земли

Цели:

Образовательные – углубить представления о распространении различных видов природных ресурсов; узнать проблемы, связанные с потреблением природных ресурсов на Земле; изучить особенности распределения и использования земельных, климатических и биологических ресурсов;

Развивающие – развить умение работы со схемами и таблицами учебника;

Воспитательные — формирование позитивных взглядов на бережное отношение к природным ресурсам и интерес к охране окружающей среды.

Оборудование: учебник 11 класс, настенная карта «Природные ресурсы Земли».

Этапы урока …
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Доброе утро! Присаживайтесь! Дежурный, кто сегодня отсутствует? Приветствуют учителя! Дежурный называет отсутствующих, если они есть.
Проверка домашнего задания Доклад на тему «Способы добычи нефти» Индивидуальный опрос у доски? 1.В чём отличие понятий «окружающая среда» и «географическая среда»?   2. В чём различие между рациональным и нерациональным природопользованием?     Фронтальный опрос: 1. Что такое природные ресурсы?   2. Что представляет собой охрана окружающей среды?   3. Что такое природопользование?     4. Что относится к сельскохозяйственному природопользованию?   5. Что такое мелиорация?     6. Какие вы знаете основные мелиоративные мероприятия? 7.Что называется природно-ресурсным потенциалом?     8.Какие вы знаете виды оценки природных ресурсов? Проверка домашнего задания окончена, перейдём к новому параграфу.     Выходят к доске и отвечают: 1. Под географической средой понимается часть географической оболочки освоенная человеком. В настоящее время она включает практически все сферы географической оболочки, а иногда даже выходит за их рамки. Что касается окружающей среды, то под этим термином подразумевается среда жизни и производственной деятельности человечества. Это окружающий человека и искусственно созданный им материальный мир, включая заводы, фабрики, АПК, поселения и др. Географическая среда имеет глобальный характер, поэтому она шире окружающей среды. 2.Рациональное природопользование — экономная эксплуатация природных условий и ресурсов, обеспечение равновесия между экономическим развитием и состоянием окружающей среды, охрана эстетических свойств ландшафтов и плодородия почв, чистота природных вод и воздуха. Нерациональное природопользование — ослабление восстановительных сил природы, истощение природных ресурсов, снижение качества и загрязнение окружающей среды.   1. Тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы в качестве средств труда, источников энергии, сырья и материалов и предметов потребления. 2.Система мероприятий, оптимизирующих взаимоотношение человеческого общества со средой обитания. 3.Совокупность способов и средств использования природных ресурсов, условий воздействия человека на географическую оболочку и мероприятий по сохранению природного потенциала. 4.Земледельческое, пастбищно-животноводческое и мелиоративное природопользование. 5.совокупность мероприятий направленных на улучшение плодородия земель. 6.Осушение и орошение.     7.Совокупность природных ресурсов территории , которые могут быть использованы в народном хозяйстве, с учётом тенденций НТП. 8.Качественная и количественная.  
Изучение нового материала Тема сегодняшнего урока: Распределение Природных ресурсов на суше и в Мировом океане. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 60 и перепишите тему урока в тетрадь.   Вы уже изучили тему «Природные ресурсы» и знаете их классификации. С помощью схемы на странице 61расскажите какие бывают ресурсы : 1)по характеру возобновления; 2)по характеру использования; 3)по отношению к компонентам природы? Рассмотрим невозобновимые природные ресурсы. И чтобы систематизировать ваши знания составим таблицу «Страны-лидеры по запасам природных ресурсов». Три колонки:1.Вид полезных ископаемых. 2.название природного ресурса. 3. Страны-лидеры по запасам данного ресурса. Итак, начало таблицы у вас есть, её заполнение закончите дома. А сейчас перейдём к возобновимым природным ресурсам. Класс делится на три группы: первая группа читает о земельных ресурсах, вторая – о водных ресурсах, третья – о биологических. После прочтения расскажите о составе и особенностях заданного вам ресурса. Осталось рассмотреть неисчерпаемые природные ресурсы: 1)Климатические ресурсы включают солнечную энергию, осадки, энергию ветра 2)Рекреационные ресурсы – природные условия, объекты и явления, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. 3)Ресурсы мирового океана включают одновременно водные, минеральные, энергетические, биологические и др. Приведите примеры стран где энергия ветра играет важное значение? Скажите, какие страны обладают более освоенными рекреациенными ресурсами? Проанализировав карту на странице 72 назовите самые рыбопродуктивные районы мирового океана?   Записывают тему в тетрадь.     Работают со схемой.   1)Исчерпаемые, неисчерпаемые. 2)Промышленные, с/х, для отдыха. 3)Биологические, климатические, водные, земельные, минеральные.     Записывают в тетради «шапку» таблицы и начинают заполнять.     По представителю из группы рассказывают о составе и особенностях заданного природного ресурса.     США, ОАЭ, Франция, Великобритания. США, Франция, Италия, Египет, Турция, Болгария, Испания.   Северное море, шельф Западной Африки, шельф около Японских островов и Камчатки.
Обобщение и закрепление изученного материала А теперь по 3 человека с ряда расскажут нам, что нового они узнали на сегодняшнем уроке. Молодцы! Сегодня на уроке мы обобщили и дополнили знания о природных ресурсах Земли и выполнили стоящие перед уроком цели. По очереди называют новую информацию.  
Домашнее задание Теперь запишите домашнее задание: § 13; закончить заполнение таблицы. Всем спасибо! Все свободны. До свидания. Записываю задания в дневник.