Психологическая школа


Читайте также:
  1. IV.1.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ
  2. Баугаус – школа нового типу. Основні етапи розвитку Баугауса (Веймер – Десну – Берлін)
  3. Билет ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНАМ-ЖЕРТВАМ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
  4. Большая психологическая энциклопедия
  5. В Черёмуховке работает школа I ступени
  6. Взаимопроникновение свойств бытия (школа Фаянь)
  7. ВЗГЛЯДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО И С.Л. РУБИНШТЕЙНА
  8. Виды адаптации: психофизиологическая, социально-психологическая, профессиональная.
  9. Владимиро – Суздальская школа зодчества 12 -13 вв
  10. Возникновение и эволюция политической экономии до конца XIX в. Марксизм и современность. Историческая школа и маржинализм
  11. Вопрос №1. Исторические тенденции развития менеджмента. Классическая школа управления
  12. Географическая школа

Поскольку по определению социокультурные или надорганические ^ления являются ментальными по своей природе, разница между пси- о л ог и чес ки ми и социологическими исследованиями является относи- льной. Когда исследователь берет психологические факторы, напри- в р инстинкты, желания, идеи, эмоции или реликты, и использует их Совачестве переменных для интерпретации социальных фактов и процес- То его исследование подпадает под область психологии. Когда же ру иеРет с°Циальные факторы, скажем, структуру общества или культу- и ф^ ЧеРез них пытается объяснить определенные ментальные черты ко эта°МеНЬ1, Т0 его исследование попадает в область социологии. Одна- ствует гРанииа представляется весьма неопределенной, о чем свидетель- ст0ль с°Циальная психология, которая является наукой одновременно

^ Же психологической, сколь и социологической. Касают°Следнее вРемя было опубликовано большое число работ, Или инИхся исследования влияния нц социокультурную жизнь того ОГо психологического элемента, используемого в качестве

^Дробнее см.: Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. Ch. 1.

независимой переменной; иными словами, делалась попытка устано причинные связи между психологическим и социальным аспек социокультурного пространства. В зависимости от природы логического фактора, взятого в качестве исходного принципа яснения, эти исследования проводятся в рамках следующих на°^ влений: а) инстинктивистской и рефлексологической психосоциоло**^ которые рассматривают все инстинкты или некий определенный^’ стинкт, подобно "родительскому" или "половому", "стадному" мосохранения", как важные факторы, объясняющие ряд постоянн^ и переменных социальных феноменов. Например, явление вой объясняется через "воинственный" или "стадный инстинкт"; hhcthtv^1 брака и семьи — через половой и родительский инстинкты, и той!! подобное. "Социальная психология" Мак-Дугалла, "Инстинкт ста&$ В. Троттера, "Пол и общество" В. Томаса и "Инстинкт работы" Т. Веблена служат примерами такой интерпретации социальных яв лений; б) очень близкой к инстинктивистским теориям психоана­литической социологии Фрейда, Юнга и других психоаналитиков особенно в их социологическом теоретизировании. Вместо того чтобы рассуждать в терминах инстинктов, они ссылаются на подсознательные комплексы и побуждения, особенно на либидо или половой комплекс и с помощью этого ключа пытаются объяснить почти все со­циокультурные феномены, от религии до существования самого об­щества; в) не очень отличающейся от этих двух направлений би­хевиористской психосоциологии, которая также рассматривает в ка­честве все объясняющих переменных определенные биологические побуждения, рефлексы и инстинкты, но отличается от вышеуказанных двух направлений своей настойчивостью в чисто объективистском внешнем наблюдении за действиями людей без какого-либо испо­льзования субъективных или интроспективных соображений. Будучи какое-то время модным, чистый бихевиоризм теперь стал совсем устаревшим даже в области психологии. Чисто бихевиористские ис­следования почти не предпринимались в социологии. Неправильво интерпретируя открытия И. Павлова и других ученых, особенно в области условных рефлексов (которые Павлов называл "физиологией нервной системы", но не психологией или социологией), крайние бихевиористы приняли изучение физиологии нервной системы за психологию и социологию и встретились с непреодолимыми пре­пятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлении в терминах этой биологической дисциплины. Работы А. Бентли и Дж. Селиони, и еще более несовершенные попытки некоторых других исследователей (Лундберг, Кун и др.) могут служить примерами этих бихевиористских устремлений. Хотя в области физиологии работы Павлова, Лешли и других были плодотворными, в области * социологии они остались в основном бесплодными и не пРоЛ1^ света ни на один из важных классов социокультурных явлен№ г) наконец, большое число интроспективных исследований дали aHaJL и интерпретацию социокультурных реалий в терминах эмоций, чув<Jj аффектов, желаний, идей, интересов, установок и других внутреии ^ психологических переживаний. Изучая социальные проявления 3 психологических переменных и связывая их с определенными циальными условиями, интроспективное направление в социоло породило множество книг, которые обогатили наше знание РазлиЧ/со- аспектов социокультурного мира. Работы Г. Тарда, В. Парето I 0 циология которого все же не сводится к изучению роли в социальной жизни), Г. Лебона, Л. Ворда, Г. РаценхоФ^



Уда? В. Самнера и А. Келлера, В. Томаса, Ф. Знанецкого Ц. г(еТражицкого (в его замечательной психологической теории и Л- морали) являются лучшими образцами работ вэтой области, права направлений психологической школы именно оно былоЙ3 ^хлиа плодотворным втом, что касается социологии1.особе**"