Прохождение государственной гражданской службы

Прохождение государственной гражданской службы можно теоретически разделить на три последовательных этапа:

1. Поступление на государственную гражданскую службу

2. Пребывание на государственной гражданской службе (построение служебной карьеры)

3. Прекращение государственной службы[4].

Закрепляя равное право поступления на государственную службу, ст. 21 ч. 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе» вместе с тем устанавливает ряд условий, необходимых для реализации этого права. Чтобы поступить на государственную гражданскую службу, гражданин должен:

− иметь гражданство Российской Федерации;

− достичь возраста 18 лет;

− владеть государственным языком Российской Федерации;

− отвечать соответствующим квалификационным требованиям, установленным для гражданских служащих законом.

Иностранные граждане, лица без гражданства, …
а также граждане России, имеющие одновременно гражданство другого государства (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ) не могут быть приняты на государственную гражданскую службу. Обращает на себя внимание и повышенный, по сравнению с общим положением ТК РФ минимальный возраст начала служебной деятельности на государственной гражданской службе.

Поступление на гражданскую службу впервые (равно как и переход на другую должность гражданского служащего) осуществляется по результатамконкурса на замещение вакантной должности.Конкурсный отбор реализует принцип приема и карьерного продвижения в системе гражданской службы на основании профессиональных и деловых качеств и призван способствовать повышению общего уровня профессионализма и компетентности гражданских служащих.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе, а также в ряде других случаев (см. ст. 28 и ст.31 ФЗ №79-ФЗ)

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если в перечне должностей, утверждённом указом Президента Российской Федерации, прямо предусмотрено, что эти должности могут замещаться без конкурса. Конкурс может не проводиться также при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение указанных должностей в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для поступления на государственную гражданскую службу, в том числе уже находящиеся на государственной службе.

Порядок и условия проведения конкурса определяются положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия, в которую входят: представитель нанимателя и/или уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

При успешном прохождении конкурса и принятии гражданина на гражданскую службу с ним заключается служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определённой должности, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объёме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

загрузка…

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Именно в результате заключения служебного контракта возникают государственно-служебные отношения между служащим и государством и гражданин приобретает особый правовой статус.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда;

В целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности один раз в три года проводится его аттестация. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств.

Для проведения аттестации в государственном органе формируется аттестационная комиссия. В ее состав включаются представитель нанимателя, уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности;

2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3) понижается в должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

При решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего проводится квалификационный экзамен (не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина).

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие должности на определенный срок. Исключение составляют служащие должностей «руководитель» высшей группы, «советники (помощники)», назначаемые Президентом РФ, а также служащие, замещающие должности главной группы должностей, назначаемые Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

· Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, а также к образованию, стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности.

· Должностные обязанности, права и ответственность государственного гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

· Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.

· Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

· Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

· Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего с служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

· Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.

· Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

За неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную службу, за правонарушения, причинение вреда своей незаконной деятельностью государственный служащий несет ответственность:дисциплинарную, материальную, административную, уголовную.

За совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

За успешное и добросовестное исполнение своих обязанностей, за выполнение заданий особой важности, сложности, срочности госслужащие получают поощрения.

Применяются следующие виды поощрения и награждения:

1. Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения.

2. Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.

3. Иные виды поощрения и награждения государственного органа.

4. Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

5. Поощрение Правительства Российской Федерации.

6. Поощрение Президента Российской Федерации.

7. Присвоение почетных званий Российской Федерации.

8. Награждение знаками отличия Российской Федерации.

9. Награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Возможно досрочное присвоение классного чина, повышение в должности.

Оплата труда (денежное содержание) государственного гражданского служащегоскладывается из нескольких составляющих (см. рисунок !!).

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

 

 

 

Рисунок !! Оплата труда (денежное содержание) государственных гражданских служащих

 

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не дольше, чем до достижения им возраста 65 лет.

Основаниями для прекращения служебного контракта могут быть: соглашение сторон, истечение срока действия срочного служебного контракта, расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего или по инициативе представителя нанимателя, перевод служащего с его согласия в другой государственный орган, на государственную службу иного вида; отказ гражданского служащего от предложенной иной должности либо от повышения квалификации в связи с сокращением должностей, отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации; несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, нарушение запретов, связанных с гражданской службой, отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания и др.

Процесс прохождения государственной гражданской службы может реализовываться в различных видах.

Теоретиками государственной службы выделяются несколько систем прохождения службы и построения карьеры:

1. Должностная система – в ее основе находится утвержденный законодательно реестр должностей, который содержит квалификационные требования, порядок и условия пребывания на каждой из должностей. Государственная служба проходится по должностям в соответствии с решениями руководителя. Возможны карьерные скачки. Положительные стороны: четкость и иерархичность структуры, возможность быстрой карьеры. Недостатки: продвижение не зависит от стажа опыта работы, отсутствует плавный должностной рост на конкурсной основе, повышение и понижение зависят в большей степени не от компетентности, а от начальства, личных связей и т.д.

2. Патронатная система – при назначении на должность и перемещении предпочтение отдается подбору кадров по личному решению руководителя, соответственно, велика роль связей, семейственности, знакомства и т.д.

3. Карьерная система –преимущественно пожизненный найм, карьера проходит в системе установленной иерархии должностей. Продвижение происходит плавно, в соответствии с заслугами, стажем, опытом работы, обеспечен некоторый автоматизм служебного продвижения. Основной механизм отбора – конкурс на вакантные вышестоящие должности. Положительные черты: стабильность положения госслужащего. Недостатки: медленная карьера, нивелирование личных способностей.

4. Партийная система – прохождение службы связано в членством в правящей партии, место в партии определяет положение в структуре госслужбы. Продвижение по службе имеет характер назначений высшим партийным руководством.

В современной России в соответствии с законодательством система прохождения государственной службы имеет смешанный карьерно-должностной характер. Однако в реальности система карьеры практически нивелирована и уступила место должностной системе с элементами патронатной. Наличие Реестров должностей, невысокая социальная мобильность большинства госслужащих, множество заложенных законодательством возможностей внеконкурсных кадровых решений – все это характеристики сложившейся должностной системы. Элементом патронатной системы можно назвать отбор на должности категорий «помощники (советники)» по представлению лиц, замещающих должности руководителей. В последние годы заметно возросло влияние партийной системы, хотя, разумеется, нельзя говорить о ее полноценном существовании в России. О том, что лояльность правящей партии способствует карьере, заявили более половины опрошенных госслужащих. 10% отметили, что их политические взгляды мешают продвижению по службе[5].

При этом очевиден запрос со стороны как общества, так и самого корпуса гражданских служащих на построение и реальное функционирование в России карьерной системы прохождения службы. Это положительно отразится также и на качестве персонала государственного управления, которое в массе своей сегодня вызывает нарекания.