Произношение отдельных грамматических форм

 

Вопросы :

1. Разные стили произношения.

2. Строгая и свободная разновидности нейтрального стиля произношения и

внелитературное просторечие.

3. Источники отступления от литературного произношения. Работа над

исправлением произношения.

4. Правила произношения согласных и их сочетаний в современной литературной и старомосковской нормах.

5. Проблемы произношения твердых-мягких согласных перед [Э] в иноязычных словах.

 

Список литературы :

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 31 – 42.

2. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С. 123 – 125.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. …
М., 1981. С. 133 – 137.

 

Задания :

1. Затрансрибировать. Прочитать. Записать на диктофон. Прослушать:

 

Лёд, лодка, резко, обтянуть, сделать, отбросить, косьба, отнести, квас, над селом, от зависти, от Вари, к Даше, над ямой, от ямы ; рог, рога, дог, дога, Бог, Господи, ага, бухгалтер, габитус ; семь, восемь, насыпьте, вставьте, кровь, голубь, здесь, снег ; многостаночник, гоночный, булочная, сливочная карамель, сердечная мышца, сердечный друг, скучно, яичница, горчичник, скворечник, конечно, прачечная ; Ильинична, Фоминична.

 

2. Затранскрибировать в соответствии с литературной нормой. Объяснить

произношение согласных в следующих словах:

 

Связь, смирять, стирать, отбить, отдать, грусть, верфь, дорожка, рогожка, с жильём, из жизни, с шумом, из чехла, из щавеля, с жиру, сгореть, всадник,

приезжать, встретить, улыбка, будка, отцовский, надпись, сшить, мягкий, мундштук, лучший, заказчик, налегке, жёсткий, объездчик, доносчик, совместный, хрустнуть, купаться, стараться.

 

 

3. Пользуясь орфоэпическим словарем, разделить иноязычные слова на три группы: а) с твердым согласным перед [э]; б) с мягким согласным перед [э]; в) с допустимым вариативным произношением:

 

Антенна, антитеза, бассейн, депо, декан, деканат, депутат, дефис, патефон, одеколон, реквием, детектив, теннис, шинель, берет, крем, лотерея, термин, тенденция, музей, менеджер, индекс, терапевт, бутерброд, сонет, сервис, сервиз, сеттер, термос, кузен, безе, анестезия, сессия, агрессия, пантеон.

 

Сравнительный анализ старомосковской и

Современной норм произношения

 

 

Вопросы:

1.Особенности так называемого «петербургского» произношения.

2. Старомосковские нормы произношения и их судьба.

3. Произношение отдельных грамматических форм.

4. Произношение русских имен в сочетании с отчествами.

5. Обучение нормам произношения и ударения в школе.

 

Список литературы :

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 42 – 52,

234 – 236.

2. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык.

Ростов-на-Д, 1997. С. 61 – 66.

4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5

– 9 классы. Книга для учителя. М., 1989.

5. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М.,

1982. С. 125 – 127.

 

6. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. М.,

1981. С. 137 – 138.

 

Задания :

1. Затранскрибировать слова в соответствии с современной литературной нормой произношения и по правилам старомосковской нормы. Записать на диктофон. Прослушать, прокомментировать:

 

Старые, добрые, синие, веселые, забытые, поникшие ; постукивать, попрыгивать, встряхивать, помахивать, побрякивать; чернеет, бледнеет, синеет, ; ловят, дышат, платят, строят; моюсь, боюсь, видишься, учишься, учился, умылся, училась, умылась, беречься, увлечься, собравшись, задумавшись.

 

2. Записать чтение отрывков поэтических произведений на диктофон. Прослушать. Объяснить, почему при чтении большинства этих текстов

следует придерживаться старомосковских орфоэпических норм и где

возможны современные варианты произношения.

 

А орешки не простые –

Все скорлупки золотые. А.С.Пушкин

Эх вы, кони удалые, гладкие, красивые,

Коренные – вороные, пристяжные – сивые. С.Я.Маршак

Под шатром широким кругом

Мчатся кони друг за другом,

Стройные, точеные, сбруи золоченые. С.Я.Маршак

Что ты ржёшь, мой конь ретивый?

Что ты шею опустил?

Не потряхиваешь гривой?

Не грызешь своих удил? И.С.Никитин

Идет Балда, покрякивает,

А Поп, увидя Балду, вскакивает,

За Попадью прячется,

Со страху корячится. А.С.Пушкин

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно,

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно. А.К. Толстой

Стояли мы голодные,

А немец нас поругивал

Да в яму землю мерзлую

Подталкивал ногой. Н.А.Некрасов

Жили мы жили, жили-поживали,

Жнеи молодые, серпы золотые. А.С.Пушкин

Ну, трогай, Саврасушка, трогай,

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи! Н.А.Некрасов

В гостиной светской и свободной

Был принят слог простонародный

И не пугал ничьих ушей

Живою странностью своей. А.С.Пушкин

Что в имени тебе моём?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом. А.С.Пушкин

В пустыне чахлой и скупой

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной. А.С.Пушкин

Скорее, путник одинокий,

Закройся буркою широкой! М.Лермонтов

Враг отрицательности узкой,

Он в человечестве был русский. Ф.И.Тютчев

В лоне площади пологой

Пробивается трава.

Месяц острый, круторогий,

Башни – свечи торжества. А.Блок

Над простором позлащенным

Быстрых нив и дальних рощ

Шумом робким и смущенным