ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание и объем самостоятельной работы студентов регулируется учебным планом. На самостоятельную работу по изучению теоретической части минералогии и петрографии и изучение коллекционного материала минералов и горных пород выделяется 149 часов.

Самостоятельная работа студентов стимулируется таким образом, что без предварительной подготовки невозможно выполнять очередную лабораторную работу. Основное внимание уделяется изучению коллекционного материала и составлению таблиц диагностических свойств минералов и горных пород. В конспекте целесообразно выделять ключевые понятия, основные теоретические положения. Рациональное составление конспектов (таблиц) обеспечивает возможность быстрого повторения материала, что необходимо для его усвоения.

Особое внимание студенты должны обращать усвоение специальной терминологии. Развитию навыков речи на профессиональные темы способствуют индивидуальные собеседования и письменные контрольные работы.

 

 


Планирование самостоятельной работы по дисциплине

 

Тема самостоятельной работы Вид занятия Технология организации самостоятельной работы Контроль результатов самостоятельной работы Бюджет времени, час.
Простые формы кристаллов Внеауд. 1. Работа с учебной литературой, 2. составление таблиц простых форм, 3. практическое определение простых форм кристаллов на примере моделей 1. определение сингонии и категории моделей простых форм кристаллов  
Систематика минералов Внеауд. 1. работа с учебной литературой, конспектами, справочниками 2. составление таблиц с диагностическими свойствами минералов 3. работа с эталонными коллекциями минералов 1. текущий контроль на практическом занятии по диагностике изучаемых минералов 2. определение образцов минералов из безэтикеточных коллекций по таблицам
Горные породы — магматические, и метаморфические Внеауд. 1. работа с литературными данными 2. составление таблиц-описаний горных пород 3. работа с учебными коллекциями магматических, метаморфических пород 4. самостоятельное определение и описание по 3-5 образцов магматических, метаморфических горных пород 1. текущий контроль на лабораторном занятии по теоретическим вопросам магматизма 2. самостоятельное определение текстурно-структурных особенностей и названия породы, ее классификационной принадлежности
Подготовка к контрольным работам Внеауд. 1. работа с учебными пособиями, литературой, конспектами 2. работа с коллекционными материалами по минералогии и петрографии 3. написание контрольных работ по дисциплине по минералогическому и петрографическому разделам 4. определение и описание 5 образцов каменного материала своего района Проверка теоретических части контрольных работ. Проверка практического определения 3 образцов минералов и 2 образцов горных пород.
Подготовка к занятиям Внеауд. Работа с учебной литературе по предложенным темам Текущий контроль на занятии по теоретическим основам
Подготовка к итоговому контролю Внеауд. 1. работа с учебными пособиями, литературой, конспектами 2. работа с коллекционными материалами по минералогии и петрографии Зачет

 

Контроль за самостоятельной работой студента с коллекциями минералов и горных пород осуществляется преподавателем по журналу учета самостоятельной работы студентов и оказания необходимой ему консультации.

 

3.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Минералогический раздел дисциплины:

1. Что изучает кристаллография?

2. С какими науками связана кристаллография?

3. Дать определение минерала.

4. Что такое габитус?

5. Как делятся кристаллы по размерам?

6. От чего зависит форма кристаллов?

7. Дать понятие пространственной решетки.

8. Какие элементы участвуют в строении пространственной решетки?

9. Дать определение ряда пространственной решетки.

10. Что такое плоская сетка пространственной решетки?

11. Что такое элементарная ячейка пространственной решетки?

12. Дать определение ретикулярной плотности.

13. Важнейшие свойства кристаллов.

14. Однородность кристалла.

15. Анизотропность кристалла.

16. Объяснить свойство самоогранки кристалла.

17. Что такое аморфное вещество?

18. Отличительные свойства аморфных тел.

19. Дать понятие «симметрия».

20. Что такое элементы симметрии?

21. Какие элементы симметрии существуют?

22. Что такое ось симметрии? Сколько осей и какого порядка встречается в кристаллах?

23. Что такое плоскость симметрии? Сколько плоскостей в кристаллах может быть?

24. Что такое центр симметрии? Как его можно определить?

25. Сколько видов симметрии существует?

26. Что такое сингония?

27. Какие сингонии существуют и их подразделение?

28. Дать понятие простой формы кристалла.

29. Что называется комбинацией простых форм?

30. Открытые и закрытые простые формы.

31. Какие кристаллы называются ксеноморфными?

32. Какие кристаллы называются идиоморфными?

33. Что такое скульптура граней?

34. Какие кристаллы называются скелетными?

35. Что такое дендриты?

36. Как подразделяются кристаллические сростки?

37. Какие образования относятся к закономерным сросткам?

38. Место минералогии среди минералогических дисциплин.

39. Объект исследования минералогии.

40. Дать определение минерала.

41. Определение минерального вида.

42. Что понимается под разновидностью минерального вида?

43. Что такое минеральный индивид?

44. Назвать основные минералообразующие элементы.

45. Какие элементы являются самородными?

46. Как изображается состав минерала?

47. Укажите различие между секрецией и конкрецией.

48. Укажите различие между оолитами и сферолитами.

49. На какие типы подразделяется окраска минералов?

50. Спайность минерала и ее виды.

51. Каковы различия спайности и отдельности?

52. Какие минералы являются эталонами шкалы Мооса?

53. Как разделяются минералы по происхождению?

54. Дать понятие парагенезиса минералов.

55. Кристаллизационные ряды Боуэна.

56. Принципы классификации минералов.

 

Петрографический раздел дисциплины:

1. Дайте определение понятия «горная порода».

2. Как разделяются горные породы по своему происхождению?

3. Что такое магма?

4. Как различаются горные породы по глубине образования?

5. Что такое ликвация? Ее разновидности.

6. Какие формы залегания называются батолитом, штоком, лакколитом?

7. Дайте определение понятий «структура» и «текстура».

8. Какие структуры характерны для эффузивных и интрузивных пород?

9. Какие минералы магматических пород называются первичными, вторичными, акцессорными?

10. Какие минералы относятся к салическим и какие к фемическим?

11. Как магматические породы разделяются по содержанию кремнекислоты?

12. Какие магматические породы относятся к ультраосновным породам?

13. Дайте характеристику габбро. В чем отличие габбро от базальтов?

14. Какую породу называют лабрадоритом? Ее применение.

15. Что такое траппы? Их распространенность.

16. Охарактеризуйте эффузивные аналоги диорита.

17. Какие минералы входят в состав гранита?

18. Что такое обсидиан, пемза?

19. Чем отличается сиенит от гранита?

20. Какие породы называются эффузивными аналогами сиенитов?

21. Какие магматические породы содержат оливин, какие кварц, какие нефелин?

22. Каково практическое использование магматических пород?

23. Какие породы называются жильными? Назовите их.

24. Охарактеризуйте пегматиты.

25. Какие породы относятся к щелочным?

26. Что такое метаморфизм? Его разновидности.

27. Каковы главные факторы метаморфизма?

28. Химический и минеральный состав метаморфических пород.

29. Какие текстуры и структуры характерны для метаморфических пород?

30. Как классифицируются метаморфические породы?

31. На каком основании выделяются метаморфические фации? Назовите главнейшие из них.

32. Что такое метасоматоз?

33. Дайте определение понятию скарн. Каково происхождение скарнов?

34. Какие полезные ископаемые характерны для скарнов?

35. Как образуются грейзены? Какие минералы и руды характерны для грейзенов?

36. Какие горные породы обязаны своим происхождением динамометаморфизму?

37. Что такое катаклазиты?

38. Какой метаморфизм называется региональным? Факторы регионального метаморфизма.

39. Охарактеризуйте распространенность и минеральный состав кристаллических сланцев.

40. Охарактеризуйте контактовый метаморфизм?

41. Что такое мрамор? Практическое значение.

42. Что за порода лиственит?

43. Дайте характеристику гнейсов. Их минеральный состав и распространенность.

44. Какое практическое значение кварцитов (в том числе и железистых)?

45. Отличие гнейса от кристаллического сланца.

46. Что такое роговики? К какому типу метаморфизма они относятся?

47. Что такое регрессивный метаморфизм?

48. Охарактеризуйте основные физико-механические свойства горных пород и покажите их связь со структурно-текстурными особенностями.