ПРОГРАММА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ


Читайте также:
  1. Fdisk — программа разметки дисков
  2. I. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава.
  3. I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  4. I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  5. II. Программа
  6. III. Программа комплексного (междисциплинарного)
  7. MATHCAD программа к задаче 6.
  8. VIII. Полностью описать работу с программами отправки факсов
  9. XI. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ
  10. А) Программа перехода к рынку.
  11. Антивирусная программа
  12. Базовая программа для выполнения лабораторных работ

Теоретическая социология, изучающая социальное явление с точки зрения сущего (и должного), естественно распадается на три основных отдела: …
1) на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения, 2) на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы; 3) на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений.

Свое изложение курса социологии я обычно начинаю с краткого "Введения". Содержание его вкратце таково.

‘ См Л И Петражицкого "Введение в изучение теории права и нравственности" и "Теорию права", в частности т. 2, с. 757.

2 Для понимания этогосимволизма см. работы профессора М. А. Рейснера, в частности его "Государство".

 

==531

I. Введение. Понятие о социологии как науке, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных. Отличиясоциологии от других наук. Задачи объективной социологии. Краткая история социологии как науки.

Вслед за "Введением" я перехожу к изложению "Социальной аналитики". Она распадается на аналитику простейшего социального явления и на аналитику населения как сложного социального агрегата. Основное содержание "Аналитики" таково.

II.Социальная аналитика: 1). Понятие взаимодействия как простейшей модели социального явления. Элементы явления взаимодействия: а) индивиды и их свойства; б) акты — действия и их виды; в) проводники общения, их роль, формы, происхождение и рикошетное влияние.

2). Рассмотрев элементы взаимодействия, я перехожу к классификации форм взаимодействия (антагонистическое и солидаристическое, одностороннее и двустороннее, шаблонное и нешаблонное и т. д. взаимодействия).

3). Этим заканчивается анализ простейшей модели, и его итогом служи! понятие взаимодействия как коллективного единства. Таким путем я логически прихожу к социальной группе и разорванное единство смыкаю вновь. Рассмотрев проблемы социологического реализма и номинализма, факторы возникновения и распадения коллективного единства, я перехожу к изучению взаимоотношения уже не индивидов, а социальных групп, на которые распадается население, то есть к аналитике сложных социальных явлений.



4). Главная задача этой части "Аналитики" состоит в изучении строения и расслоения населения. Содержание этой части таково: а) общие основания расслоения населения и социальные группировки; б) три вида социальных групп: элементарные, куммулятивные и сложные; в) основные формы элементарной группировки индивидов: семейная, государственная, языковая, расовая, половая, возрастная, религиозная, партийная. профессиональная, имущественная, объемно-правовая и др.; г) сочетание элементарных группировок дает куммулятивные группы. Их виды и формы. Зависимость поведения и прочности группы от способа куммуляции. Анализ типичных куммулятивных групп: национальности, касты и др.; д) население как комбинация элементарных и куммулятивных групп. Социальная химия; е) систематика сложных социальных агрегатов (классификация "обществ").

5). Обзор и критика главнейших теорий социального явления. Этим изложение социальной аналитики исчерпывается. Изложенная программа систематически и стройно позволяет познакомить слушателя и со свойствами человека, и со строением "общества". Она дает возможность "распластать" на составные ткани и клетки социальное тело, ознакомить аудиторию с анатомией и морфологией "общества". Изложив учение о строении населения, я перехожу к "Социальной механике". Ее содержание таково.

III. Социальная механика. 1-я часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов. Понятие о закономерности и причинности в поведении людей. Человек как сложнейший механизм. "Монизм" и "плюрализм" в социологии. Классификация факторов человеческого поведения и социальных процессов’, а) факторы космические — простые (температура, свет, звук, влажность и др.) и сложные (климат, состав земли, рельеф поверхности, распределение суши и воды и т. д.). Социологические теории: Демолена, Ратцеля, Семпле и др. "географов". Общие теории о влиянии и роли космических факторов; б) факторы биологические. Их понятие. Их классификация. Изучение влия-

 

==532

ния главнейших из них; инстинкты питания, размножения (попутно анализ соответственных теорий Мальтуса, Коста, Ковалевского и др.), индивидуальной самозащиты, групповой самозащиты (Гумплович, Аммон и др.), подражания (Гард), наследственности, влияния флоры и фауны, влияние повторения и привычки, роль условных рефлексов и др.; в) факторы социально-психологические. Их понятие. Их деление на простые и сложные. Простые: а) идеи (точные и неверные) как раздражители поведения и факторы социальной жизни; б) чувства-эмоции, их классификация; в) влияния, их классификация. Сложные социально-психические факторы: знания (точная наука) и их роль. Искусство и его социальная роль. "Экономика" как сложный космо-био-социально-психический фактор и ее роль. Социальная роль денег (богатства), разделение труда, власти и т. д. Общие теоремы, формулирующие влияние и взаимоотношение различных факторов. Такова схема 1-й части "Социальной механики".

2-я часть "Социальной механики" ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения. Она отвечает на вопросы: а) как питается данная группа, какие институты в ней существуют для выполнения этой функции и почему они таковы; б) как размножается данная группа, какова ее брачно-половая система и почему она такова, а не иная; в) как "учится" и умственно развивается данная группа, как в ней происходит накопление и циркуляция знаний и почему так, а не иначе и т. д.? Таким путем здесь изучаются все важнейшие "физиологические" процессы, данные в среде любой социальной группы.

3-я часть "Социальной механики" изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти. Пользуясь данными предыдущих отделов социологии, здесь социолог "на полотне жизни индивида" показывает, почему его жизнь и судьба сложились так, а не иначе. Шаг за шагом он прослеживает детерминирующее влияние социальных сил на личность и этапы формирования в биологическом организме социального "я"; со-общественники социума: вхождение индивида в социальную жизнь, образование в нем социальных склонностей и форм деятельности, появление социальных вкусов, убеждений, привычек, основные формы деятельности, постепенная социализация личности; словом, эта часть дает ответ на вопрос: почему данная личность ведет себя так, а не иначе, почему ее жизнь сложилась таким образом, а не иным?

Эти три части "Социальной механики" исчерпывают "физиологию общества", то есть учение о социальных процессах.

IV. Социальная генетика. В отличие от многих под генетической социологией я понимаю не винегрет из истории отдельных институтов (семьи, религии, форм политического устройства и т. д.) — их изучение — дело исторических дисциплин, — а исследование возникновения и основных линий развития в сфере строения населения и общественных процессов; генетическая социология ставит и решает такие вопросы.

1). Как и в силу каких причин зародилась совместная жизнь людей? Одинаковы ли пути и этапы развития различных социальных групп или народов? Если различны, то каково "родословное дерево" человеческой общественности? Какие постоянные односторонние изменения с ходом истории претерпевает анатомо-физиологическая структура и психическая жизнь человека и почему? Увеличиваются ли в объеме человеческие общества с ходом истории и почему? Усложняется ли их строение и почему? Каково по своему строению будет грядущее предельное общество?

2). Какие односторонние тенденции даны в области влияния различных социальных сил? Растут ли их антагонизмы или уменьшаются? Какие силы увеличивают (с ходом истории) свое влияние и какие факторы его теряют и т. п.?

 

==533

3) Какие исторические тенденции даны в области развития отдельных социальных функций и процессов (питательный, воспроизводительный, защитительный, познавательно-интеллектуальный, моральный и т. д.)?

4). Грядущее общество и грядущий человек (в смысле сущего, а не нормативно-должного).

Таков вкратце план и система социологии, которым я следую при чтении курса этой науки. Я отлично знаю, что изложенная схема для лиц, незнакомых с ней более подробно, во многом непонятна. Непонятна потому, что на двух-трех страницах трудно изложить обширнейшую и сложнейшую дисциплину.

Но вместе с тем позволяю себе думать, что смутное представление о "Системе социологии" данная схема дает.

Личный опыт преподавания социологии самой разнообразной аудитории, начиная от аудитории университета и аудитории, состоящей из преподавателей социологии, и кончая аудиторией, состоящей из "публики": рабочих, учащихся средних школ, красноармейцев и т. п., убедил меня в ее удачности: ни одна аудитория не давала мне оснований жаловаться на невнимание, или отсутствие интереса слушателей, или непонимание. Иными словами, с педагогически-учебной точки зрения ее удачность испытана.

Что же касается научности системы, то, готовый в любую минуту признать ошибки, когда они будут доказаны, пока что я считаю ее выдержавшей экзамен и с этой точки зрения.

Печатаемая мной сейчас многотомная "Система социологии" даст возможность подвергнуть ее и научному испытанию.

Пока же замечу следующее: в изложенной схеме социология строится как цельная наука, где все неразрывно связано друг с другом, одно следует из другого, где делается попытка покончить с "социологическим авантюризмом" и придать социологии ясные и точные очертания. Таково задание; удалось и удастся ли оно объективно — это другой вопрос. Это покажет будущее.

Основные принципы, положенные в основу этой схемы, таковы: 1). Социология в ней понимается как наука о поведении людей (формах, причинах и результатах), живущих в среде себе подобных, а не как наука о каком-то едином обществе. De te fabula narratur1 * — таков девиз социологии по адресу каждого человека.

2). Социология — наука объективная, свободная от всякого нормативизма и субъективного психологизма, она изучает социальное явление "как вещи".

3). Социология должна решительно порвать с дилетантским философствованием, грудой слоев покрывающим отсутствие знаний. Она должна отрешиться от всяких предпонятий, отправляться от факта, идти к фактам и кончать фактами. Короче, эта мысль гласит: "Хорошая статистическая диаграмма стоит гораздо больше, чем обширный социально-философский трактат".

4). Социология должна порвать с упрощенным монизмом, рассматривающим механизм человеческой истории как уравнение с одним неиз-

о тебе басня рассказывает; о тебе речь идет (лат ).

 

==534

вестным. Такая "простота" существует только в мозгу адептов монизма, и ее не г в действительности.

5) При преподавании социологии надо быть конкретным. Обобщающая теорема должна быть простым выводом из анализируемых преподавателем фактов, а не предметом изложения, пожирающим последнее и превращающим социологию в новый вид догмагическою богословия или мегафизики.

6) Факты следует брать из текущей, окружающей аудитории, жизни, а не из времен "первобыгных", о которых мало кго знает точно Первые факты более интересны, они доступны проверке, факты же из жизни "первобытных народов" недоступны проверке и гочно не исследованы.

Таковы основные начала, положенные мною в основу изложенной программы преподавания социологии.

 

==535