Профессиональные организации как тестирующие, селекционирующие, дистрибутивные средства


Читайте также:
  1. Case-средства для моделирования данных.
  2. I. Малое увеличение: принцип организации
  3. II. 50-е годы. Роль взрослого в организации игры ребенка.
  4. II. Производственные и бытовые условия работы аппарата правления организации
  5. SWOT-анализ организации
  6. VII. Изменение параметров работы средства проверки орфографии в фоновом режиме
  7. VIII. Методика организации каждого вида игр
  8. А4. Знание о файловой системе организации данных
  9. Автономные некоммерческие организации.
  10. Активные средства защиты
  11. Акустические средства защиты
  12. Акустический контроль помещений через средства телефонной связи

Семья, церковь и школа — …
это те институты, которые в основном юстируют общие качества людей и определяют только в общем виде предварительно, в какую из основных социальных страт попадет "^Дивид и каким видом деятельности он будет заниматься. Их "ве­рдикты" даже для тех, кто успешно пройдет эти "фильтры", отнюдь ^ окончательны. В дальнейшем их пересмотрят и перетестируют с пР°фессиональные организации, в которых окажется человек. Еще Вс^)°льшим основанием это можно отнести к тем, кто не прошел ус Эти ступени общих "фильтров" или кто не смог пройти их вполне саоец1Но— Эта группа с большей тщательностью тестируется профес- Т0"альнь1м механизмом. "Вердикты" общих "фильтров" окончательны д^ ко в том смысле, что ряд привилегированных профессий закрыт ЦИалабС0ЛЮТН0Г0 большинства "неудачников", не выдержавших со­нного "сита" семьи, церкви, школы. Подавляющее большинство
людей, успешно прошедших через этот тест, направляется преиму венно в эти привилегированные профессиональные группы, q1^^- даже в этих областях существует переоценка и корректип^*0 "вердиктов" профессиональной группой тестов. Эти организ *а особенно важны как средство, апробирующее специфические cncf^1111 ности личности, необходимые для успешного выполнения данного профессиональной деятельности. С этой точки зрения тестирук^3 и селекционирующая роль профессиональной организации не м*^* существенна. еаее

Профессиональное тестирование и селекция проявляются преэгЛ всего в том, что сам факт существования особых профессий mpe6v определенного отбора людей, которые могут войти и укрепить в данной профессии и которые могут заниматься ею. Только люл°* обладающие хорошим голосом, могут стать профессиональными пев’ цами. Индивиды, не обладающие этим качеством, не могут заниматьс этой профессией, но если все же они случайно "пробрались" в 3tv профессиональную организацию, то очень скоро им приходится либо бросить это занятие, либо их увольняют. Только человек с чрезвычай­ной физической силой может заниматься профессиональной борьбой Рассеянный человек не может стать кассиром или бухгалтером; криста­льно честный и искренний человек не может быть дипломатом; слабо­умный — профессором университета; глухонемой — оратором, пропо­ведником или политиком; человек, который не выносит вида крови, — хорошим хирургом или солдатом; калека — профессиональным танцором и т. д. Добавьте к этому и тот факт, что для того, чтобы заниматься многими профессиями, необходимо иметь доброжелатель­ные рекомендации, различные виды дипломов, хорошую школьную характеристику, приличествующий семейный статус и т. п. Человек без соответствующего диплома не может быть учителем, врачом, фар­мацевтом, пастором, инженером, архитектором и заниматься сотнями других профессий.



Эти примеры показывают, что само существование профессиональ­ного разделения труда является мощным селекционирующим средством. В результате такой селекции (до и совершенно независимо от модифи­цирующего влияния профессиональной деятельности) члены большей части профессиональных групп отбираются биологически, интеллекту­ально и морально. Представители каждой профессии должны иметь некоторые специфические черты, отличающие их от представителен другой профессии. Такова первая форма тестирования, селекции и социа­льного распределения индивидов, осуществляемая профессиональными организациями.

Вторая основная форма социального тестирования и селекции ин­дивидов профессиональными организациями проявляется в восх j?14*^- продвижении, блокировании или нисходящем движении внутри па^есцг0 опальных рангов и межпрофессиональных слоев. Хорошо известно, общественная карьера тех, кто уже допущен в профессию, какой бы ни была, не равна. Некоторые быстро продвигаются вверх от MeJI*L0— служащего до президента корпорации, от солдата до генерала, от F ^ стого преподавателя до профессора, от малозначительного чия0!!я0го до губернатора, от священника до архиепископа, от второсортв ^ автора до именитого писателя, от малоизвестного актера до звс3**10рЬ1С д. Другие же всю жизнь занимают одно и то же положение, а неко ^ опускаются вниз по профессиональной лестнице. Крупный ФинаН^в1ц!* магнат становится бедным человеком, высокопоставленный ^^ опускается подчас до простого подчиненного, свергнутый монарх

ничтожеством, папа — простым священником, профессор ^клерком, принц крови — рабочим и т. д. Такие социальные ^ ме1цения или социальные перераспределения индивидов проис- Каждый день, причем все это совершается исключительно *°агодаря селекции в профессиональных классах. После того как приступает к занятию той или иной профессией, каждый день

каждый час становятся для него постоянной проверкой его как обШиХтак и специФичес?их качеств. Те, кто при существующих

словиях оказываются аосолютно подходящими для успешного «долнения своих функций, быстро продвигаются. Люди проти- оположного типа либо застывают в своей профессиональной карьере, 3 g0 подвергаются увольнению. Таким образом, профессиональная оганизация проверяет или перепроверяет индивидов, подтверждает !!ди видоизменяет "вердикты" семейного, церковного и школьного тестирования, распределяет своих членов в полном соответствии или вопреки решениям "фильтров" общего тестирования. Во многих случаях наблюдается полное соответствие решений, причем рост их удельного веса находится в прямой зависимости от качества тестирования, осуществляемого семьей, церковью и школой. Чем больше дефектов обнаруживается в этой системе, тем чаще она отвергается и пересматривается профессиональным тестом. Так как профессиональный "фильтр" фактологичен и прагматичен, свободен от дискурса и абстрактного теоретизирования, он имеет большую социальную ценность, и, как правило, его решения можно считать окончательными.

Третья форма профессионального тестирования, селекции и распре­деления индивидов выражается в факте перемещения человека из одной профессиональной сферы, непригодной для него, в другую, которая лучше соответствует его способностям и призванию. Одна из важнейших вещей в жизни каждого — знать, к какому роду деятельности он более всего пригоден. К сожалению, большинство людей этого не знает, поэтому они часто ошибаются в выборе профессий, для которых у них нет необходимых данных. В таких случаях профессиональное тестирование является средством исправления этой ошибки. Неудача человека в осуществлении своей профессиональной деятельности суть объективное и часто безжалостное доказательство того, что он за­нимается не своим делом. Неудача приводит к личному неудовле­творению, к понижению по службе, к увольнению. Все это вынуждает его пробовать другой вид деятельности, заставляет его приниматься За новую работу, причем эти "пробы" повторяются до тех пор, пока емУ не повезет найти дело, соответствующее его призванию, или *огДа объективным профессиональным тестированием признается, что н ‘ни к чему не годен". В первом случае, обнаружив "свой путь", и делает все от него зависящее в своей профессии. Во втором случае либо отбрасывает свои амбиции и удовлетворяется скромным по­тением простого неквалифицированного или канцелярского трудяги, кал пР°Фессиональная группа постоянно контролирует верти-

^ьную циркуляцию индивидов, корректирует их ложное "самомне- сеи ПеРеДвигает их с неверно выбранного пути на правильный, рас- ^Ое^61 многие Дутые притязания и необоснованные амбиции, рас- И ^еляег и перераспределяет людей по разным социальным стратам

^?гРуппам внутри одного и того же слоя. Чам ОВЬ1, по сути, функции, выполняемые профессиональными груп- < в плане контроля за социальной циркуляцией и распределением идов. Они делают это перманентно и неустанно. Социальная
значимость их функции огромна. Несколько фактов и цифр разъя эти утверждения. С|,5

Одна индустриальная фирма в Чикаго объявила о наличии у вакансий. Было получено 11988 откликов-заявлений. Из них изначалтк^я 54% были отвергнуты по разным соображениям. А это значит, что5до° желающих заниматься этой деятельностью были попросту не допуще к ней. Это иллюстрирует первую форму профессиональной селекп[291]*1*1 (процесс исключения). Из оставшихся 46% получить место смогли ли! 33%, причем из них после экзамена были наняты на работу только 4 4V Иными словами, 95.6% из числа волонтеров были исключены из это" профессии. И наконец, только 7% (84 человека из 11988) добились успехИ и смогли продвинуться по профессиональной лестнице1. Этот обычный случай показывает все значение и эффективность профессионального тестирования, селекции и распределения людей. Возьмем другой при­мер. В 1924 году из 415593 конкурсных профессий были проэкзаменова­ны государственной службой США 222915 человек. Из них только 133506 выдержали экзамен (59.9%). Из числа сдавших экзамен только 68287 человек (30.6%) были назначены на должность, а 69.4% было отказано от назначения[292].

Помимо этого превентивного исключения не следует забывать о су­ществовании исключения неподходящих постфактум, то есть уже после того, как они начали заниматься той или иной деятельностью. В 1915 году в ведущей корпорации металлургической промышленности из-за некачественного выполнения работ было уволено 30.7% служащих; в по­лиграфии этот процент составил 40%; в обувной промышленности

— 7.2%; в торговле — 46.4%[293]. По данным В. Хенмона, среди желающих получить профессию летчика сразу отсеивается от 50 до 60% людей; 15% отсеиваются из летной школы в результате последовательного цикла тестов и экзаменов, и только 6% "добираются" до взлетной полосы. Исследование причин текучести рабочей силы, проведенное П. Брисенденом и Э. Франкелем, показало, что 16% от общей массы перемещений рабочей силы происходят благодаря увольнениям, 11%

— в результате сокращения производства и 73% — благодаря "увольне­ниям по собственному желанию"[294]. Это иллюстрирует приведенные выше вторую и третью формы профессионального контроля над социальной циркуляцией. Исследование экономических и моральных "неудач" среди квалифицированных родов профессий, выполненное Д. Джонсоном, по­казало, что увольнения по причине неудачи происходят практически внутри всех специальностей, несмотря на тщательный отбор со стороны нанимателей[295].

Исследование Американской ассоциации банкиров показало, что в США из ста самых обычных людей (здоровых нравственно и физичес­ки), кто занимается бизнесом и кто уже в возрасте 25 лет зарабатывал себе на жизнь, приблизительно 14 человек спустя два-три десятилети существенно богатеют, приблизительно 10 человек становятся достато

обеспеченными, около 45 человек достигают среднего уровня достат- 4° зо человек беднеют1.

к3 Иными словами, подобный тест и селекция происходят внутри лю- р0да занятий — в армии и правительстве, по разным специаль- 6* в церкви, научной, литературной, художественной и других **? раХ‘ занятости. Множество "подходящих" к определенному роду нятий быстро продвигается от солдата до генерала, от слуги до 33 нарха, от простого служащего церкви до римского папы, от нищего миллионера, от посыльного до президента корпорации. Многие Следствие такого же профессионального теста и селекции опускаются в й3 Большинство же населения довольно устойчиво в своем положении ъ й передвигается вверх и вниз крайне медленно и в очень узких преде­лах. Такова суть тестирующей, селекционирующей и распределительной функций профессиональных организаций.

Резюме

1. За исключением периодов анархии и социальных потрясений в лю­бом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируются разнообразными институтами.

2. Эти институты в целом составляют огромный комплекс механизмов, которые контролируют весь процесс социального тестиро­вания, селекции и распределения индивидов внутри социального агрегата.

3. Церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причем эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образова­ния и воспитания.

4. Исторически конкретные формы институтов селекции и распре­деления могут отличаться в разных обществах и в разные периоды времени, но в том или ином виде они существуют в любом обществе. Они такая же неотъемлемая часть социального агрегата, как органы, контролирующие систему кровообращения в сложном биологическом организме.

5. Во всей своей полноте механизм социальной селекции и рас­пределения в целом ответственен за тип людей, населяющих верхние и нижние этажи, — за тип людей, которые опускаются или поднимаются по социальной лестнице, а также за то, какими общ°ТВаМИ °^ладает "аристократия" и представители "нижних классов"

6. Все это детерминировано качеством и природой организации Акционирующих институтов и частично характером препятствий, ко- орые они устанавливают для индивидов на всем пути их успешного

^Рохождения через "фильтры". Если эти препятствия злокачественны Неадекватны, то и социальное распределение будет неверным. В ре- ^льтате все общество будет страдать. Если они адекватны и правомер- > то и социальное распределение индивидов приведет к процветанию ^его общества.

‘ Lescohier D. D. The Labor Market. P. 259.

7. То же самое можно сказать и о количественной стороне дея ности этих институтов: разного рода недо- и перепроизводство эТСЛь~ влияет на весь социальный строй общества. По возможности жела^1^* но избегать и того и другого. Тель«

8. Любой человек, приступающий к переустройству общества лжен обращать особое внимание на проблему правильной реопг зации этих институтов, и прежде всего с точки зрения их тестируют**1*" селекционирующих и распределительных функций, а уж потом _ х> образовательных механизмов. Если они дефективны под этим угл^* зрения, то никакое социальное улучшение не принесет длительно*** и глубокого изменения. В конечном итоге историю делают людГ° Люди, занимающие положения, которым они не соответствуют, Morv "успешно" разрушить общество, но не могут создать ничего ценного и наоборот.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЛИНАМИКА