Проектирование продольного профиля мостового перехода

 

Проектная линия мостового перехода определяется ограничивающими отметками и нормами ТКП [1] (радиусы вертикальных кривых, максимальные уклоны 40‰) для дороги, на которой проектируется мостовой переход.

Ограничивающие отметки включают (рис.3.4.1):

· отметки проектной линии на пойме Нп;

· отметка моста на пойме Нмп (в начале подходов);

· отметка моста на судоходных пролетах Нмс.

Рисунок 3.4.1 Схема к расчету проектной линии продольного профиля

мостового перехода

 

Минимальная отметка проектной линии на пойме определяется из условия, чтобы бровка обочины была выше набега волны на 0,5 м.

 

, …
(3.4.1)

 

где РУВВ – расчетный уровень воды;

– подпор перед насыпью, определяется по (3.4.2);

– высота набега волны, определяется по (3.3.6);

– разность отметок оси проезжей части и бровки обочины.

 

; (3.4.2)

 

где – подмостовой подпор, определяется по (3.3.4);

I – уклон водной поверхности с верховой стороны подхода (в курсовом проекте принимаем равным продольному уклону водной поверхности);

lx – расстояние от конца отверстия моста до рассматриваемого сечения насыпи подхода.

 

Минимальная отметка моста на пойме вычисляется по формуле:

 

, (3.4.3)

 

где Δz – подмостовой подпор, определяется по (3.3.4);

hвол – высота волны, определяемая по (3.3.7);

– подмостовой габарит, для несудоходных пролетов (по [4] Гм=0,5 м);

hкон – высота конструкции пролетного строения.

В курсовом проекте на пойме следует принять железобетонные балочные пролетные строения. Для них высота конструкции пролетного строения определяется по (3.4.4).

 

, (3.4.4)

 

где hб – высота балки, принимается по таблице 3.4.1;

Δh – запас, необходимый для создания поперечного уклона проезжей части и устройства дорожной одежды (в курсовом проекте можно принять равным 0,15; 0,17; 0,20 и 0,30 для дорог IV, III, II и I категории).

 

Таблица 3.4.1

Длина пролета, м
Высота балки 0,9 0,9 1,20 1,20 1,5 1,7 2,0

 

Разбивка моста на пролеты выполняется после определения длины мост. Длина моста зависит от отверстия моста и высоты насыпей в начале и конце моста, т.е. от положения проектной линии. Поэтому рекомендуется предварительно принять длину пролета 33 м.

Отметка моста на судоходных пролетах назначается из необходимости обеспечения подмостового габарита по высоте и по ширине (рис. 3.4.2).

 

 

Рисунок 3.4.2 – Схема подмостового габарита

 

Величина подмостового габарита нормируется в зависимости от класса реки (таблица 3.4.2.).

 

Таблица 3.4.2

Класс реки по судоходству Подмостовой габарит ГС, м Ширина подмостового габарита В, м
I 16,0
II 14,5
III 13,0
IV 11,5
V 10,0
VI 7,5

 

Ширина подмостового габарита В (таблица 3.4.2) требует применения схем мостов с большими судоходными пролетами. В связи с этим конструкции судоходных пролетов разрабатываются индивидуально для каждого мостового перехода или применяются повторно для подобных условий.

 

, (3.4.5)

 

где РСУ – расчетный судоходный уровень (по заданию);

ГС – высота судоходного габарита (рис.3.4.2), зависит от класса реки в месте мостового перехода (по заданию);

hкон – высота конструкции пролетного строения, зависит от конструкции пролетного строения (в курсовом проекте может быть принята 2,0-4,0 м в зависимости от габарита В (таблица 3.4.2).

 

Продольный профиль мостового перехода проектируют в такой последовательности. По данным о поперечном сечении реки вычерчиваем черный профиль перехода в масштабах: горизонтальный 1:2000, вертикальный 1:200. Таблица исходной информации и проектных решений в курсовом проекте имеет сокращенную форму (см. рисунок 3.4.3).

Далее проектируют проектную линию мостового перехода. В начале над серединой русла назначают вершину выпуклой кривой с отметкой НМС. Радиус выпуклой кривой с учетом перспективы следует принять для дороги более высокой категории, чем категория дороги, на которой проектируется мостовой переход.

Отметки точек Нi вертикальной кривой и уклоны i касательной к кривой вычисляют по формулам (3.4.6):

 

, (3.4.6)

 

где Нi – отметка точки, находящейся на расстоянии li от вершины кривой;

НВ – отметка вершины кривой.

В формуле (3.4.6) знак «-» для выпуклой кривой, знак «+» для вогнутой кривой.

Длина вертикальной кривой и ее тангенс вычисляется по формулам (3.4.7):

 

, (3.4.7)

 

где – перелом, равен алгебраической разности уклонов сопрягаемых кривых.

 

Проектная линия насыпи подхода на пойме имеет ограничивающую отметку Нп (рис. 3.4.1), величина которой уменьшается по мере приближения к мосту. Поэтому проектная линия на пойме вдали от моста может быть прямой с уклоном I к мосту (см. формулы (3.4.1) и (3.4.2)). Она сопрягается с выпуклой кривой с помощью вогнутой кривой радиуса 8000 м. Между этими кривыми может быть прямая вставка.

Пикетное положение начала и конца моста определяют по данным о проектных отметках и пикетном положении начала и конца отверстия моста.

Начало моста расположено на пикете при односторонней (правосторонней) пойме:

 

, (3.4.8)

 

где – пикетное положение уреза воды при РУВВ;

m – заложение откоса насыпи под мостом (принимается m=2);

– проектная отметка по продольному профилю на , определяется по данным о проектной линии подбором (см. пример 3.4);

– заглубление конструкции береговой опоры в конус насыпи подхода, принимается равным 0,75 м.

 

Конец моста при наличии СНД определяется по формуле:

 

, (3.4.9)

 

где – пикетное положение конца отверстия моста;

– проектная отметка конца моста, определяется подбором;

– ширина верха СНД, расположенной на правосторонней пойме (ВД=3,0 м).

 

Схема моста составляется из типовых балочных пролетов на поймах и индивидуальных пролетных строений на русловой части в соответствии с габаритом В подмостового сечения (таблица 3.4.2), зависящего от класса реки. В практике проектирования мостов в Республике Беларусь на русловой части моста широко используют сталежелезобетонные неразрезные пролетные строения по схемам: 42+63+42; 63+84+63; 63+106+63; 63+126+63; 84+126+84. Для подмостового габарита В=140 м в курсовом проекте можно принять схему 84+146+84 с высотой конструкции .

Требуемая длина моста равна разности пикетных положений конца и начала моста, вычисленных по формулам (3.4.9) и (3.4.8).

При составлении схемы моста может оказаться, что длина моста больше требуемой. В этом случае следует увеличить ширину укрепления у подошвы конуса подхода.

Габарит моста определяется по таблице 3.4.3.

 

Таблица 3.4.3

Категория дороги Число полос движения Ширина Габарит моста
правой полосы безопасности проезжей части
I-a 2,5 2х11,25 15,75+Z+15,75
I-б, I-в 2,0 2х7,0 11,0+Z+11,0
II 2,0 7,0 11,0
III 1,5 7,0 10,0
IV 1,0 6,0 8,0
V 0,5 5,5 6,5

В курсовом проекте значение ширины разделительной полосы Z можно принять 3,0 м с устройством на ней барьерного ограждения.

 

Пример 3.4

 

Исходные данные: данные примеров 3.1, 3.2.2, 3.3.1. Левая бровка русла находится на пикете 2+00, категория автомобильной дороги III, класс участка реки по условиям судоходства VI, отверстие моста , пикетное положение конца отверстия моста 4+75, расчетный судоходный уровень 52,00 м.

Требуется запроектировать продольный профиль мостового перехода, вычислить пикетное положение начала и конца моста, составить схему пролетов моста.

Предварительно вычислим подмостовой подпор по (3.3.4) (см.§ 3.3.2), подпор у насыпи на пикете 12+75 по (3.4.2).

 

 

Высота волны по (3.3.7) .

Высота набега волны по (3.3.6) равна 1,0 м (см. пример 3.3.1).

Разность отметок оси проезжей части и бровки обочины на дороге III категории:

Ограничивающая отметка проектной линии на пойме по (3.4.1):

 

 

На пойменном участке моста примем длины пролетов 24 или 33 м с высотой балки 1,20 или 1,50 м (таблица 3.4.1). Высота конструкции пролетного строения по (3.4.4) на дороге III категории

Минимальная отметка проектной линии на пойменной части моста по (3.4.3):

 

 

Минимальная отметка проектной линии на судоходном пролете для реки VI класса и РСУ=52,00 м вычисляется по (3.4.5), приняв

 

 

Проектная линия продольного профиля мостового перехода проектируется в такой последовательности. Назначаем радиусы вертикальных кривых: выпуклой – 15000 м, вогнутой – 8000 м, как для II категории (проектируемая дорога имеет III категорию).

Вершину выпуклой кривой располагаем над серединой русла на пикете 2+50, с отметкой 61,50 м (рис. 3.4.4). На пойме проектная линия – прямая с уклоном 0,0003 и минимальной отметкой на пикете 12+75, равной 55,81 м.

Выпуклую кривую радиуса 15000 м закончим на пикете 5+50 на расстоянии 300 м от вершины. Уклон касательной прямой на пикете 5+50 по (3.4.6) равен .

Прямая с уклоном на пойме 0,0003 имеет ограничивающую отметку на пикете 12+75, равную 55,81 м. На пикете 7+75 проектная линия должна иметь отметку не менее 55,81-0,0003·500=55,66 м. Найдем точку пересечения прямой с i=20‰ и прямой с уклоном i=0‰ и отметкой 55,66 м. Прямая с уклоном 20‰ на пикете 7+00 имеет отметку 55,50 м, ниже прямой с уклоном i=0 на 0,16 м. Следовательно, пересечение прямых находится на пикете (7+00)-0,16/0,02=6+92. Длина кривой , тангенс . Начало кривой на пикете (6+92)-80=6+12, конец кривой на пикете (6+12)+160=7+72. Отметка начала кривой 57,50-0,020·12=57,26 м. Отметка конца кривой 57,26-0,020·80=55,66 м.

Пикетное положение начала отверстия моста ПК(НОМ) и конца отверстия моста ПК(КОМ) определяется по формулам (3.2.21) и (3.2.22).

РК(НОМ)=(2+00)-(10+2·2,31)=1+75,32.

РК(КОМ)=(1+75,32)+300=4+75,32.

Пикетное положение начала и конца моста определим исходя из пикетного положения начала и конца отверстия моста, положения проектной линии и конуса подхода (m=2) подбором. При подборе будем исходить из условной высоты насыпи, считая ее от РУВВ=53,30 м до проектной линии (рис. 3.4.4).

 

 

Рисунок 3.4.4 Пример определения положения начала и конца моста

 

Пикетное положение начала моста вычислим следующим образом. Предположим, что пересечение откоса подхода и проектной линии произойдет на пикете 1+70, расположенном на расстоянии (2+50)-(1+70)=80 м от вершины выпуклой кривой. Отметка проектной линии по (3.4.6):

 

.

 

Условная высота насыпи над уровнем РУВВ (рис.3.4.4): .

Если откос конуса подхода будет иметь высоту 7,99 м, то горизонтальная проекция откоса при m=2 равна .

В этом случае пересечение откоса насыпи и горизонтальной линии с отметкой 61,29 (рисунок (3.4.4)) произойдет на РК(П)=(1+75,32)-2·7,99=1+59,34, что не соответствует первоначальному предположению о начале моста на пикете (1+70,00).

Предположим, что пересечение проектной линии и откоса конуса подхода РК(П) находится на пикете 1+60. Вычислим Н1+60=61,23 м, h1+60=61,23-53,30=7,93 м; РК(НМ)=(1+75,32) — 2·7,93=1+59,46 м.

Предположим, что РК(П)=1+59; вычислим Н1+59=61,22 м, h1+59=7,92 м; РК(П)=(1+75,32)-2·7,92=1+59,48 м.

Следовательно, принимаем точку пересечения проектной линии и откоса конуса левого подхода на пикете 1+59,47 как среднее значение из двух предыдущих.

Пролетное строение начала моста отодвигается от этой точки на величину Δ. Начало моста находится на пикете РК(НМ)=(1+59,47)-0,75=1+58,72 (см. формулу (3.4.8)).

Пикетное положение конца моста вычислим с учетом положения струенаправляющей дамбы на правой пойме.

Конец отверстия моста находится на откосе СНД на пикете 4+75,32. Ширина верха СНД равна 3,0 м. Откос конуса подхода при РУВВ=53,30 м с учетом ширины верха СНД находится на пикете 4+78,32. Пересечение конуса подхода и проектной линии вычислим подбором по схеме, аналогичной вычислению положения начала моста (см. рисунок (3.4.4)).

Предположим, что пересечение проектной линии и откоса подхода находится на пикете 4+90. Вычислим проектную отметку на пикете 4+90, находящимся на расстоянии l=(4+90)-(2+50)=250 м от вершины кривой; . Условная высота насыпи h4+90=59,42-53,30=6,12 м; РК(П)=(4+78,32)+2·6,12=4+90,56 м.

Пикетное положение конца моста РК(КМ)=(4+90,56)+0,75=4+91,31.

Длина моста равна разности пикетного положения конца и начала моста:

 

.