Прочитайте предложения. Найдите и справьте ошибки в управлении.

1. Главная идея концепции, по мнению авторов, состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на органической взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач.

2. Сейчас космическое землеведение — это использование космических снимков и наблюдений из космоса на изучение рельефа и природных ресурсов суши и океана — превратилось в мощную отрасль науки и производства.

3. Один из методов, помогающих предвидеть землетрясения, — это наблюдения над состоянием источников подземных вод.

4. Трудно было, конечно, потомкам Франклина провести его юбилей во «франклиновом ключе», однако проведенное в 1967 году в Филадельфии празднование 261-й годовщины со дня рождения Франклина явно удовлетворило это условие.

5. Через иллюминатор корабля космонавт может не просто наблюдать над небесной …
экзотикой, но и внимательно рассмотреть увиденное, выделить главный, наиболее интересный объект, сделать его зарисовки и описания.

6. Прежде всего для жителей атоллов кораллы создают само жизненное пространство и при этом обеспечивают береговой линии защитой от разрушительного действия прибоя.

3. Запишите слова, синонимичные данным словосочетаниям. Запомните, что сочетания «глагол + существительное (с предлогом или без предлога)» характерны для книжных стилей (научного и официально-делового), а в разговорной речи их использование — это нарушение синтаксической нормы.

Образец: нести дежурство — дежурить, произвести уборку — убрать.

Выходить из строя, прийти в соприкосновение, сделать отступление, вносить коррективы, иметь отличие, иметь место, оказывать воздействие, испытать отклонение, иметь сходство, подвергнуться распаду, дать характеристику, выпасть в осадок, дать подтверждение.

4. ☺ Прочитайте текст. Подчеркните языковые средства, характерные для научного стиля. Измените текст так, чтобы он был полностью выдержан а) в разговорном стиле, б) в научном стиле.

— Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка?

— Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном, несомненно, должны быть надеты.

— Можно посыпать овсянку сахаром?

— Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально подобранном контейнере.

— Папа, я не хочу сегодня в школу. Не каждый же день туда ходить!

— Несколькими исследователями было независимо показано, что недостаток школьного образования может впоследствии отрицательно повлиять на способность индивидуума зарабатывать деньги. Кроме того, другие папы сообщали, что, в частности и в особенности, та школа, которой папа платит деньги, является очень хорошей. Другим фактором, который необходимо принимать во внимание, является относительная свобода, которой мама пользуется днем в твое отсутствие, в силу чего имеется возможность уделять внимание лишь бэби и себе самой.

— Но зачем туда ходить каждый день?

— Предыдущее высказывание по данному вопросу игнорируется полностью. Создается впечатление, что в этот момент ты не слушала. Доводы настоящего оратора сводятся к следующему: при отсутствии преимуществ в образовании, которые обеспечиваются регулярным посещением нормальной школы, могут наблюдаться пробелы в знаниях, а этот недостаток, в свою очередь, может привести к бедствиям, проистекающим из недостаточности денежных резервов.

— Папа, бэби плачет. Он всегда плачет.

— Да. Многие подчеркивали, что наш бэби выделяется в этом отношении. Твое наблюдение находится в согласии с сообщениями как мамы, так и дяди Билла. Некоторые другие посетители, однако, которым приходилось изучать это явление на других бэби, оспаривали очевидную уникальность этого аспекта бихевиористической характеристики рассматриваемого бэби как кажущуюся.

— Я люблю дядю Билла. Когда он придет?

— Кажется весьма вероятным, если принять во внимание все имеющие отношение к делу факты, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Биллом в течение предстоящего дня. Тогда вопрос, который ты подняла, и будет рассмотрен.

(Физики продолжаю шутить / Сборник переводов. М., 1968)

Прочитайте предложения. Найдите среди них те, в которых допущены ошибки в упортреблении двойных союзов при однородных членах предложения. Выпишите двойные союзы, которые надо запомнить. Отредактируйте предложения.

1. «Виртуальная жизнь» позволяет не только испытывать любые желаемые ощущения, а также подключать «дополнительные чувства» (например, видеть излучение, невидимое для глаз) и приборы с широкими возможностями.

2. Свобода в современной России — это не столько свобода сотрудничества и доброжелательного диалога, как навязывание своего понимания свободы ради сокрушения чужой.

Способностью люминесцировать обладает большая группа газообразных, жидких и твердых веществ как органических, также и неорганических.

 

Самостоятельная работа

6. Выберите правильный вариант ответа.

1. Находиться между а) двух полюсов б) двумя полюсами
2. Привести цифры в подтверждение а) этих предложений б) этим предложениям
3. Иметь способность а) к неограниченному росту б) неограниченного роста в) на неограниченный рост
4. Иметь царапины, идентичные а) с теми, что были на другом осколке б) тем, что были на другом осколке
5. Способ магнитного контроля а) ферромагнитных материалов б) за ферромагнитными материалами в) над ферромагнитными материалами
6. Главная причина а) торможения дислокаций б) торможению дислокаций
7. Привести пример а) применения коронного разряда б) применению коронного разряда в) на применение коронного разряда
8. Совершенствоваться а) в различных аспектах языка б) по различным аспектам языка
9. Принять участие в экспедиции по наблюдению а) солнечного затмения б) над солнечным затмением в) за солнечным затмением
10. Загрязнение рек а) отходами производства б) от отходов производства
11. Составная часть а) курса культуры речи б) от курса культуры речи в) из курса культуры речи
12. Первые опыты а) использования новых материалов б) на предмет использования новых материалов в) по использованию новых материалов
13. Поставить задачу а) изучения ряда природных явлений б) об изучении ряда природных явлений в) по изучению ряда природных явлений