Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования.

Смысл проблемы. Смысл проблемы “конца ф-фии” в том, что в её рамках обсуждается вопрос о социальном статусе ф-фии, её место в с-ме к-ры. Эта проблема по-разному встаёт в классике и в постклассике.

В классике. Тут проблема конца ф-фии – это проблема её завершённости (конечность или завершенность той или иной философской традиции). Идея завершённости знания характерна для всей классической к-ры, в том числе и для классической н-и (в физике в конце XIX в. считалось, что осталось решить всего две проблемы: опыт Майкельсона и проблема спектра абсолютно чёрного тела). Также и в искусстве: для произведений классического периода характерна завершённость. Наиболее ярко в ф-фии эта проблема появляется у Гегеля – абсолютная идея проходит ряд этапов, а …
на последнем переходит к самопознанию через ф-фию и процесс развития ф-фского знания прекращается. В классике идея конца ф-фии хоть и присутствовала, но не акцентировалась.

Постмодерни́зм – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины 20в.: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Леотар, Деррида, Далес, Рорти.

В постмодернизме. проблема конца ф-фии в содержательном плане ставится по-другому. Идея мира как текста. Любое мировоззрение представляет собой систему воззрений, описывающую мир как целое. Философия – это метанарратив о том, как устроена реальность. Высокий статус философии в предшествующей культуре опирался на факт связности и целостности материальной жизни. Сейчас – отсутствие центров, мазаичность реальности, хаотичность -> исчезает необходимость в философии как в метанарративе. Философия перестает существовать как отдельная форма познания и знания, становится частью интеллектуальных практик. Философствующие писатели, художники. Ф-фия как своеобразный жанр духовного творчества, а также теоретический, рац-ный фундамент мир-ния, исчерпала свои возможности и переросла свои границы. Этот процесс начался давно усилиями таких представителей неклассической ф-фии, как С. Къеркегор, Ф. Ницше, поздний М. Хайдеггер, чьи тексты имеют «экстерриториальный» характер, выходят за границы жанра. Сторонники постмодернизма не только предлагают изменить технику, процедуру ф-фского анализа или другие его параметры, но переосмыслить роль, место и статус ф-фии в к-ре. Согласно их логике, ф-фия может сохранить свое творческое начало в случае, если она разомкнет свои границы и сольется, прежде всего, с искусством, став при этом «искусством мышления». В ином случае она рано или поздно исчезает, став равной иным, неф-фским видам дискурса – художественного, религиозного и т.д.

Что отличает постмодерное об-во:

1) Развитие духовных практик взамен материальных (например – Интернет-магазины); 2) Деурбанизация – все тянутся в пригород, или не имеют жилья в собственности (что порождает мобильность);

3) Децентрация (модерн: опирался на иерархическое построение реальности – центр и периферия, стираются различия между центром и периферией);

4) распад структуры властных отношений (вопрос о балансе местной и центральной влати);

5) мир как текст (мир все более символичен, мир – совокупность социальных практик);

6) детерриториализация (кризис власти и государства: границы размыты, миграционные потоки, транснациональные корпорации);

7) деконструкция (способ чтения любых текстов, основанный на выявлении авторитарных намерений);

8) смерть автора;9)Смерть субъекта;10) Конец философии;11) Появляется массовая к-ра; 12) В к-ре доминируют зрительные образы, а не слово.

Критика модерна: абсолютизация разума, абсолютизация властных отношений, доминирование мужского начала, центрированность мира.