ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфография— это совокупность правил, устанавли­вающих: 1) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 2) раз­дельное и слитное написание слов и их частей; 3) употреб­ление прописных букв; 4) правила переноса слов.

I. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологи­ческом принципе: значимые части слова пишутся едино­образно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р, например: 1) боль больной, заболевание (корень боль- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); 2) внизу вниз, низкий, низший (корень низ- пишется одинаково, хо­тя произносится по-разному).

Во многих случаях написания, совпадающие и не …
совпа­дающие с произношением, являются непроверяемыми. Од­нако и они передаются на письме единообразно, например: 1) собака собачка, Собакёвич; 2) авантюра аван­тюрист, авантюрный; 3) ковш ковшик, нефть нефтяной.

Непроверяемые написания называются традицион­ными. Их необходимо запоминать.

В некоторых случаях имеются отступления от морфоло­гического принципа, когда единообразное написание значи­мых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередова­ний звуков, например: полагать положить, зорька заря, отпереть отпирать.

Морфологический принцип удобен: единообразная пере­дача значимых частей помогает легче запомнить начерта-

ния слова, ускоряет процесс чтения и понимания написан­ного.

В нашей орфографии есть и основанные на фонетиче­ском принципе написания значимых частей слова, отра­жающие изменение произношения звуков, например:

1) излечить искоренить, безмолвный бесправный;

2) розвальни (сани) — развал; 3) имя безымянный; 4) лезть лестница, блестеть блеснуть. Таких на­писаний немного, большая часть их относится к обозначе­нию приставок на з.

Безошибочное применение на практике многих орфогра­фических правил непосредственно связано с умением пи­шущего быстро ориентироваться в составе слова.

II- Раздельное написание слов основывается на принци­пе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: Виктор не знал, что у товарища больны отец и мать.

В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Пра­вописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишут­ся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).

Используются в русской орфографии и написания с де­фисом (чёрточкой) — прежде всего в наречиях и слож­ных словах, например: читать по-французски, не наде­яться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.

III. Употребление прописных букв связано с выделени­ем имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.

IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: педагог, чествовать, бес-крайний, боль-иге.

При сомнении в правильности написания слов надо об­ращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Инсти­тута русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).

Специально для учащихся в течение многих лет из­даётся «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова. Изданный в 1995 г. «Школьный орфо-

графический словарь русского языка» М. Т. Баранова отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.

В «Школьном грамматико-орфографическом словаре русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучёва (вто­рое издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только на­писание слов, но во многих случаях их деление на морфе­мы, лексическое значение, особенности произношения.

102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические
написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологиче­
ские (традиционные) написания корней; в) написания приставок
и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова по­
следних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.

I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, раскле­ить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, заго­рел, касательная, прикосновение, просьба.

П. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шеф­ство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, ас­фальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, га­лерея, коллектив.

103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное
или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигать­ся (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать ко­фе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.

104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление
прописных букв.

I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, север­ного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, кав­казская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник — (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мра­морной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные това­ры, жить в (К, к)ожевенном переулке.

П. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горь-ковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)анило-вых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.

105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.

Ид..ал, воплощение, либеральный, обаятельный, отражение, перспектива, подлинный, обличать, прокламации, пропагандист, свидетель, традиция, цита­дель.

§ 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

Употребление прописных букв связано с синтаксически­ми и семантическими условиями, с выделением собствен­ных имён, а также со стилистическими основаниями.

I. С прописной буквы пишется первое слово каж­дого предложения, начинающего текст или стоящего после точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.

Примечание. С прописной буквы пишется первое слово каж­дой строки поэтической речи, например:

…Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель… (П.)

П. С прописной буквы пишутся:

1) имена, отчества, фамилии людей, псевдонимы, клич­ки животных, например: Лев Николаевич Толстой, Анто­ша Чехонте.

Примечание. С прописной буквы пишутся также имена и фа­милии людей, употребляемые в нарицательном значении, но со­хранившие связь с носителем собственного имени, например: Из Базаровых при известных условиях вырабатываются великие исторические деятели. (Д. П.) (т. е. из людей, подобных главному персонажу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Однако при полном переходе имени собственного в нарицательное пишется строчная буква, например: По лицу этого геркулеса (т. е. силача) разливается благодушие, робость, смущение (Златовратский);

2) географические и административные названия, на­пример: Волга, Ладожское озеро, Атлантический океан, Уральские горы, город Кострома, Вологодская область, Российская Федерация, Франция, Невский проспект, пло­щадь Победы;

3) названия периодических изданий, литературных произведений, фабрик, заводов и др., причём эти названия заключаются в кавычки, например: газета «Известия», журнал «Новый мир», поэма «Во весь голос», совместное предприятие «Заря»;

4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ое-, -ев-, -ин-, например: Иваново детство, Настилакукла, Далеесловарь.

Во фразеологических сочетаниях, в которых утрачена непосредственная связь притяжательного прилагательного с именем собственным, от которого оно образовано, упо­требляется строчная буква, например: эзопов язык (ино­сказательное выражение мыслей).

Примечание. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от имён собственных, пишутся со строчной бу­квы, например: лермонтовская проза, левитановские пейза­жи. С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь то­гда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти кого-либо», например: Ломоносовские чтения, Нобелевская премия;

5) все слова, кроме служебных, в названиях высших за­конодательных и правительственных учреждений страны, например: Совет Федерации, Федеральное собрание, Совет Безопасности Российской Федерации, а также Конститу­ция Российской Федерации, Вооруженные Силы Россий­ской Федерации;

6) все слова, кроме слов орден и степень в полных на­званиях орденов, например: орден Славы III степени.

Примечание. В выделяемых кавычками названиях знаков от­личия с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в на­звание имена собственные, например: медаль «В память 850-ле­тия Москвы» (но: орден «Знак Почёта»);

7) все слова в названиях должностных лиц и почётных
званий, например: Президент Российской Федерации,
Председатель Государственной Думы Российской Федера-

ции, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Си­лами Российской Федерации, Герой России;

8) первое слово в названиях праздников и знаменатель­ных дат, крупных исторических событий, например: Но­вый год, Международный женский день, День знаний, Петровская эпоха;

9) первое слово в названиях учебных заведений, учреж­дений культуры, предприятий и организаций, например: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная публичная историческая библиотека, Парк культуры и отдыха, Драматический театр на Ма­лой Бронной, Первый московский часовой завод.

III. Прописными буквами пишутся сокращённые наименования, состоящие из первых букв тех слов, кото­рые входят в названия государств, государственных объ­единений, органов государственной власти, партий, движе­ний, институтов, предприятий и других организаций, на­пример: СНГ, США, МИД, МВД, МГУ, ЗИЛ, ООН. Точки между прописными буквами при этом не ставятся.

106. Прочитайте и объясните употребление прописных букв.

Комедия Грибоедова «Горе от ума», созвездие Большая Медведица, Костромская область, город Нижний Новгород, Санкт-Петербург — город на Неве, Бородинское сражение, участники Великой Отечественной войны, День учителя, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

107. Спишите, вставляя пропущенные прописные или строчные
буквы. Объясните их употребление.

1) Мы жили душа в душу. Другого (М, м)ентора я и не желал. (П.) 2) Неужели представители русского общест­ва все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (3, з)агорецкие, (X, х)лестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.)

3) Складчатый (К, к)рымский хребет тянется вдоль (Ю, ю)жного берега полуострова тремя грядами. (Мих.)

4) Я мечтал написать книгу о творческой работе (М, мос­ковского (X, художественного театра. (Станисл.)

108. Раскройте скобки, заменив, где необходимо, строчные бук­
вы прописными; употребите, если надо, кавычки.

(к)расная (п)лощадь, (е)сенинская лирика, (д)алев сло­варь, (д)алевский словарь, (ш)оссе (э)нтузиастов, (п)лощадь

(в)осстания, (б)абий (я)р, георгин (с)ветлана, (п)роспект (в)ернадского, (б)ородинская (п)анорама, (м)алахов (к)ур-ган, (г)ражданская война, (д)ень (п)ечати, (к)уликовская битва, (к)урган (с)лавы, орден (з)нак (п)очёта, (п)ермский (д)раматический (т)еатр, (м)осковский (т)еатр (ю)ного (з)ри-теля, (п)равление (м)осковского (о)тделения (в)сероссий-ского (т)еатрального (о)бщества, ночь перед (р)ождеством.

§ 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слова буква ь пишется после любого мягко­го согласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь ("ср.: удар).

2. В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным
(твёрдым или мягким), например: больной, сельдь,
льстить, мальчик, пильщик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым
согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том слу­
чае, если при изменении слова второй согласный становится
твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например:
в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).

3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

4. Буква ь не писается между двумя мягкими л: иллю­зия.

109. Спишите. Объясните (устно) написание ь.

1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл по­рывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Аре.) 5) Измороз(?) — похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (Л.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красны­ми знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж-

ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не отка­жите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за письмен­ный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)

110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом
мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каж­
дой группы составьте по два предложения.

I. 1) Веточка ветвь, кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) Пест пестик, бант, зонт, мост, винт.

3) Болеть болезнь, жить, казнить, льстить, грустить.
П. Червичервь, гвозди, грузди, области, верфи, по­
вести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.

111. Спишите. Объясните (устно) написание ь.

1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собра­нии говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов.

4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в
почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали
рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей
для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер
учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются ра­
бочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бе-
тон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ни-
ки, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла
удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)щины пели
пес(?)ню.

§ 19. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.

Употребление ь после шипящих

После шипящих ь употребляется:

а) в именах существительных женского рода единствен­ного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. муж. ро­да: мяч, шалаш, сторож);

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, от-
режь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;

в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, бе­
речься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настояще­
го и будущего времени, например: несёшь, бросишь, во­
зишь, несёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), напри­
мер: невмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в каче­стве разделительного знака, например: рожью.

Употреблениеь в некоторых падежныхи глагольных формах

Буква ь употребляется:

а) в творительном падеже множественного числа неко­
торых существительных и числительных (например, деть­
ми, людьми, четырьмя),
а также и в других падежах чис­
лительного восемь: восьми (род., дат., пр. п.), восемью и
восьмью (тв. п.);

б) в неопределённой форме: возить возиться,
брить
бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовь­
те, приготовьтесь.

112. Измените данные слова по образцам. Спишите.

1. Ночи ночь, лещи, щёлочи, кирпичи, трубачи, ме­лочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

2. Клеят клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волну­ются, занимаются.

113. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида,
стоящие в форме повелительного наклонения, замените глагола­
ми совершенного вида в форме того же наклонения. Спишите.

Назначайте сбор назначьте сбор; бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.

114. Спишите данные словосочетания. Устно объясните написа­ние ь.

Увлеч(?)ся игрой с дет(?)ми, пробить бреш(?) во враже­ской обороне, прийти поздней ноч(?)ю, поговорить с интел­лигентными люд(?)ми, почувствовать фал(?)ш(?), открыть двер(?) настеж(?), возвратиться лиш(?) на рассвете, время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), привлеч(?) всеобщее внимание.

§ 20. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложе­ниях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:

1) Глубокаярека] tглубокуюреку] глубок^йЩ^екЩ]

2) Цилит бревн[о] пилят)ррёвн[а].

3) Расскаж[у] товарищ[у] расскажешь товарищ[у] расскажут товарищам.

В основе отражено лексическое значение дан­ного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические зна­чения (например, числа, падежа, лица).

Иногда окончание бывает не выражено звуками (на пись­ме — буквами). Такие окончания называются нулевы­ми, например: Цруд | глубок} |. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд$ы, глубокий]. Ср. также: Идём к пруд[у]. Река глубок[а. Озеро глубок[о].

Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из од­ной основы и окончания не имеют, например:

1) Удобно.разместилисъ (удобно — наречие). Ср.: поме­щение удобн[о] (удобно — краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).

2) Спускаюсь вниз (вниз — наречие). Ср.: Уберу рюк­зак в ,низ, | шкафа (в низ — существительное с предло­гом, стоит в форме единственного числа винительного па­дежа).

Основа слова может состоять только из корня (напри­мер, рекЦа], npydZ* но может включать и приставку, суф­фикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).

Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными.