Примите к сведению, как определяется истина в рамках следующих концепций.

КОНЦЕПЦИИ ИСТИНА – ЭТО….
КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ соответствие наших знаний действительности.
КОГЕРЕНТНАЯ знание, различные части которого согласованы и не противоречат друг другу.
КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ результат соглашения.
ПРАГМАТИСТСКАЯ то, что полезно для человека.
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ адекватное отражение объективной реальности в динамике ее развития.

4.2. Обратите внимание на проблему критериев истины.

Множественные попытки …
определения сущности истины в истории философии привели к поиску критерия, прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об истинности знания. Одни видели такой критерий в общезначимости, считая истинным то, что соответствует мнению большинства. Другие полагали, что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости. Третьи настаивали на том, чтобы за истинное принимать знание, несущее человеку некую пользу. В конечном итоге, возникла задача найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединить в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким феноменом оказалась практика.

Помимо практики в познании существуют и другие критерии истины. Среди них выделяется логический критерий. Его сущность — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.

Большое место в познании (особенно в общественных науках) занимает и аксиологический критерий, т.е. обращение к общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным и эстетическим принципам. Но, тем не менее, вне практики мышление оказывается лишенным ценностного измерения, а значит, и философского смысла. Именно поэтому она лежит в основе логического и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности суждений и концепций ни существовали в науке — все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой.

Практика – общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Видами практикисчитаются материальное производство, социально-политическая деятельность, научный эксперимент. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Во-первых, она выдвигает цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных задач.

Во-вторых, практика помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.

В-третьих, практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

В-четвертых, практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.

4.3. Обратите внимание на специфику диалектико-материалистической концепции истины. Диалектико-материалистическое понимание истины как знания, адекватно отражающего объективную реальность, предполагает с необходимостью следующее:

Во-первых, признается идея реальности как существующей до и независимо от нашего сознания.

Во-вторых, в эту “реальность ” входит и духовная или субъективная реальность, которая также познается, отражается в истине.

В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

загрузка…

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс.

4.4. Проанализируйте сущность принятой в диалектико-материалистической традиции дифференциации истины.

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины— это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: во-первых, как процесс изменения в направлении все большей полноты отражения объекта и, во-вторых, как процесс преодоления заблуждения в структуре концепций, теорий. Движение от менее полной истины к более полной имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вовсе. При преувеличении момента устойчивости возникает догматизм. Абсолютизация же относительности знаний приводит к скептицизму или агностицизму. Абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении, это исчерпывающее, предельное знание — знание, которое не встречает более доказательных возражений.

       
 
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА
 
 
КОНКРЕТНАЯ ИСТИНА
 
   

УРОВЕНЬ 2 ПРИМЕНЕНИЕ:

Задание 1. Определите гносеологическую позицию автора текста. «Любое знание может быть определено только другим знанием, оно может вытекать лишь из другого знания. Поэтому нет первых посылок или начал знания, но всякому знанию предшествует другое знание. Таким образом, процесс познания не имеет начала, но он не имеет и конца и состоит лишь в постоянном переходе от одного знания к другому. А поскольку все познание осуществляется с помощью знаков, то объективная реальность оказывается отделенной от этого процесса, так как сама по себе она не может быть источником значения знаков».

Задание 2. В духе какой концепции истины выдержана идея, заключенная в тексте? «Идея сама по себе просто есть, она не истинна и не ложна. Она может стать истинной лишь в процессе ее применения или использования, т.е. проверки. Причем проверка выступает как фактор не только выявляющий, но и созидающий истинность идеи. Истина в значительной своей части покоится на кредитной системе. Наши мысли и убеждения имеют силу, пока никто им не противоречит, подобно тому, как имеют силу банковские билеты, пока никто не отказывает в приеме их ».

Задание 3.Обоснуйте мысль, заключенную в тексте.«Общее направление процесса познания выражается в формуле «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»».

Задание 4. Прокомментируйте текст с опорой на теоретические знания по проблеме познания. «Любое подлинное понимание начинается вовсе не на понятийном уровне, а на уровне интуитивного схватывания образа понимаемого. И только через личностные образные структуры происходит восхождение к сущности собственно понятия. И хотя образ не обладает точностью и четкостью понятийных структур, зато он обладает огромным потенциалом эвристичности. Образ всегда личен. В нем нет универсальной всеобщности понятия, но есть свернутая пружина огромного познавательного интереса».

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

1. В чем заключается взаимосвязь познания и родовой сущности человека?

а) стремление к познанию есть то, что позволило человеку выделится из животного мира;

б) человек с необходимостью включен в различные виды социальной деятельности, содержанием которой является познание мира и его преобразование;

в) в процессе познания человек изменяет мир и при этом изменяется сам;

г) человек существует, пока живет.

2. Выделите суждение, выражающее первоначальную сущность агностицизма.

а) мир, каким он является на самом деле, не познаваем;

б) мир познаваем только в определенных пределах;

в) непознаваемыми являются лишь метафизические сущности;

г) мир скорее не познаваем, чем познаваем.

3. Какая из установок в решении проблемы субъекта и объекта познания соответствует постклассической философии.

а) объект определяет и направляет поиск познающего субъекта;

б) субъект в процессе познания изменяет объект и при этом изменяется сам;

в) в структурах рассудка познающего субъекта все рассчитано на воспроизведение мирового порядка;

г) субъект не познает, а всего лишь интерпретирует объект, привнося в него свой эффект.

4. Выделите уровень познания, результатом которого главным образом является объективное знание.

а) чувственный;

б) рациональный;

в) эмпирический;

г) теоретический.

5. Абсолютная истина – это …

а) тождество понятия и объекта мышления, не имеющее более доказательных возражений;

б) исчерпывающее, предельное знание;

в) достижение тех границ знания, за пределами которых уже нечего познавать;

г) то, что является исключительно предметом веры, т.е. некий Абсолют.

6. Сопоставьте концепции истины с суждениями, выражающими их сущность.

1) корреспондентная а) истинным является знание, применимое в жизни человека;

2) когерентная б) истинным является знание, соответствующее реальности;

3) конвенциональная в) истинным является только такое знание, различные части

4) прагматистская которого не противоречат друг другу;

г) истинным считается только такое знание, которое получено в

результате соглашения между людьми.

7. В основе интеллектуальной интуиции лежит…

а) чувственный опыт; б) талант;

в) целенаправленная умственная активность; г) человеческая гениальность.

8. Выделите объективные предпосылки познаваемости мира человеком.

а) существованиеиданность объективной реальности человеку в ощущениях;

б) природное стремление человека к познанию;

в) стремление человека к объективному знанию;

г) все знания о мире изначально присутствуют в человеческом разуме.

9. Выделите виды общественно-исторической практики.

а) производственная практика;

б) учебная практика;

в) научный эксперимент;

г) материальное производство.

10. Выделите элементы иррационального уровня познания.

а) ощущения; б) интуиция; в) восприятие; г) представления.

ОТВЕТЫ: 1) б; 2) в; 3) г; 4) г; 5) а,б,в; 6) 1-б, 2-в, 3-г, 4-а; 7) в; 8) а; 9) в,г; 10) б.