Примите к сведению дифференциацию метафизики (онтологии), в основе которой лежит различная трактовка сущности бытия.

  СПЕКУЛЯТИВНАЯ МЕТАФИЗИКА ИНДУКТИВНАЯ МЕТАФИЗИКА
ПО ОБЪЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПЫ БЫТИЯ Идеальное бытие или Сущее (единое, вечное, тождественное самому себе, умопостигаемое) Реальное бытие или то, что существует (сложное, изменчивое, преходящее, чувственно воспринимаемое)
ФОРМЫ БЫТИЯ атомы эйдосы Бог Абсолютная Идея и т.п. бытие природы бытие вещей бытие общества бытие …
человека бытие мышления
ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ Умозрительный путь получения знаний о вещах, лежащих по ту сторону опыта, поиск некоего высшего начала Претензия набросать мировую картину мира посредством общего обозрения результатов всех частных наук

 

Помните, что онтология – это не просто учение о бытии, но и раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира.

Картиной мира (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения. В картине мира интегрируются знания и опыт, накопленный человечеством. Картина мира формируется на основе исходных мировоззренческих принципов, как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

1.6.2. Обратите внимание на основные различия следующми видами картины мира:

ВИДЫ КМ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИДЕЙ
РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека. Бытие человека – это бытие к Богу.
ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА Соотношение мира и человека материализм или идеализм дуализм диалектика или метафизика эклектика редукционизм механицизм и др.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Синтез и обобщение разнородных частей знания в единое, логически непротиворечивое целое   Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

2. Особое внимание обратите как на категориальный аппарат современной индуктивной метафизики, так и на сущность материалистической картины мира.
2.1. Примите к сведению краткий обзор эволюции представлений о материи в философии и науке.
Понятие материи появляется благодаря попыткам древнегреческих философов найти основу многообразия мира (первоэлемент или субстанцию), нередко отождествляемую ими с веществом.

Философы Нового времени акцентировали свое внимание на атрибутивных свойствах материи. Сущность материи они усматривали не столько в телесности, сколько в таких ее свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость и т.п.

Формирование механики способствовало утверждению в качестве субстанции мира, материи, вещество. Отныне все качественные различия между телами сводятся к количественным, все изменения — к перемещениям, все сложные — явления к простым, из которых они состоят.

Ряд естественнонаучных открытий в конце 19-го и в начале 20-го веков, в первую очередь, открытие электродинамических процессов и явления радиоактивности, стал причиной новой интерпретации материи как поля.

В результате научных открытий возникла потребность в таком определении материи, которое бы не было связано с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира, а выражало универсальные его свойства, т.е. носило бы статус философской категории.

2.2. Запомните основные аспекты сущности диалектико-материалистического определения материи.

Материя – субстанциональная основа видимого многообразия вещей, основа единства мира. В этом понятии мы отвлекаемся от качественных различий вещей. Понятие материи обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, а именно, объективность их существования. Другими словами, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Это определение включает в себя два аспекта: онтологический и гносеологический. Первый заключается в идее существования