ПРИМЕЧАНИЯ 536


Читайте также:
  1. Вставка звукового примечания
  2. Задание №5. Ввод примечания в таблице
  3. Примечания
  4. Примечания
  5. Примечания
  6. Примечания
  7. Примечания
  8. ПРИМЕЧАНИЯ
  9. Примечания
  10. Примечания
  11. Примечания
  12. Примечания

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 540

Питирим Александрович Сорокин ЧЕЛОВЕК. ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБЩЕСТВО

Зав. редакцией В. И. Кураев Редактор И. И. Жиброва Младший редактор В. В. Калина Художественный редактор А. А. Гладышев Технический редактор Т. А. Новикова

ИБ № 8990

Сдано в набор 21.01.91. Подписано в печать 23.08.91. Формат 60×90 …
‘/.б. Бумага книжно- журнальная офсетная. Гарнитура "Тайме". Печать офсетная. Усл. печ. л. 34. Уч.-изд. л. 45,27. Тираж 60000 экз. Заказ № 1539. Цена 8 р. 40 к.

Электронный оригинал-макет подготовлен в издательстве.

Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7.

Ордена Ленина типография "Красный пролетарий". 103473, Москва, И-473, Краснопролетарская, 16.

* Sorokin P. A. Sociology of Revolution. Philadelphia, 1925. P. 370—371. H(VT °еккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемствен- ^И и изменении. М., 1961. С. 424.

1 См.: Законы Ману. 3, 17; 10, 92.

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1901. С. 63—64.

С ЗЗО-^з’бд"3®5» ^пенсеР Г. Научное основание нравственности.

1 Массу примеров как предметных, так и беспредметных положительно- активных услуг-наград читатель найдет у Дюркгейма в его "Les formes elemental de la vie religieuse". P. 465—592.

LXXIV, LXXVI и др.

к совершению своих "должных" шаблонов поведения. Эти кары "дразнят 3

и следует понимать наше выражение: "одинаковое понимание" должных норм поведения. "Неодинаковое" же понимание означает неодинаковость наделения взаимными правами и обязанностями. ^

1 Конечно, мы можем представить себе конфликты поведения или борьоУ и без вызывающего ее "конфликта убеждений". Таковой является, например* "борьба за существование" на низших ступенях органического мира, где о пР6^" варительном конфликте убеждений и речи быть не может в силу отсутствия здес психики. Но эта борьба будет уже явлением не социальным, а биологическим. Мь же говорим лишь о социальной борьбе, то есть борьбе, в основе которой ле*а психические переживания, остальные же разряды "борьбы" в сферу нашего изу**1 ‘ ния непосредственно не входят. Их изучают физики, химики и биологи, а социологи.



3 и 4; Левой Г. Психологические законы эволюции народов. Спб., 1906. Гл. ^jyiua рас"; Росси Я. Psicologia collectiva. Milano, 1900. P. 213; Sociologia e psicologia ^lecttjva. P. 99-112, 145-149, и др.).

T0J1 ДУмаю, что подобное подразделение социальных групп возможно было бы пони ° В смысле»если бы под "обществами и организованными агрегатами" мы ными^1*1 замиРе/и1Ые" социальные группы, а под "неорганизованными и случай- Менее агрсгатами" — совокупность индивидов, находящихся в состоянии более или ъиц£ИПосП10яшюй борьбы и войны всех против всех. Иное деление, и в частности ПарохоЗЛОЖСННОе‘ неприемлемо. В самом деле, разве съезд или толпа в трамвае, на Названа*СТОлпа‘ собравшаяся в театре, — обычно "мирная толпа" — может быть д°л*сны НеоРганизованным агрегатом? Разве так-таки здесь нет должных и не п°Дчинен Шаблонов поведения? Разве поведение членов этих агрегатов случайно, не ВопРосы °^1икаким правилам и не обнаруживает организации? Стоит поставить эти Постоянст^ И сразу же становится ясным, что говорить об отсутствии правил, пРавилах ^ отн°шений и организации здесь не приходится: не говоря уже "о приличия", о трамвайных, театральных, пароходных правилах и приказах,

Что

1 Большинство вступительных текстов в социологических трудах перепол­нены подобной ‘досоциологической" информацией, взятой из механики, физики, химии и особенно биологии. Если для педагогических целей ее введение желатель­но, то для строго социологического изучения человека и человеческого мира включение значительного объема информации нецелесообразно. В данной работе предполагается, что большинство "досоциологических" знаний о человеке чита­телю известны, а потому их содержание сведено до минимума.

Лучшее определение надорганики дано Е. Де-Роберти. Он справедливо Указывает, что переход от неорганического к органическому, а затем к надор- аническому является постепенным. Живой природе присущи рудиментарные ^альные процессы, подобные раздражимости, ощущениям, чувствам, эмоци- Ьоп ассоциа11ИК образов. Но ни один вид, кроме человека, не обладает высшими мысМаМИ сознания‘ представленного четырьмя основными классами социальной сойс™ а^стРактными понятиями и законами научного мышления, б) фило- РациКИМИ и Религиозными обобщениями, в) языком символов в искусствах, г) Мии °Нальн°й прикладной мыслью во всех дисциплинах от технологии, агроно- ганич Медицины ДО этики, социального планирования и инженерии. Такая надор- Кие cofiKaH МЫсль суть "ткань" социокультурных явлений. Реальные историчес- Ческих Ь^ТИЯ И Физкультурные явления всегда представляют собой смесь физи- pr°gramдологических и надорганических явлений. См.: De Roberty Е. Nouveau феноМе 0 so^ologie- Р-» 1904. Обществоведы, заявляющие, что социальные говорЯтНЫ являются по своей природе психологическими или ментальными, и ^Циоп11^11^16^110 то же самое— Практически все представители психологических Течения С"ХОлогических школ в социологии (а они представляют собой основные этой оьЩественной мысли) находятся в неявном или явном согласии с тезисом Ch. & п°тысм.: Sorokin P. A. Contemporary Sociological Theories. N. Y., 1928.

2 Среди монархов и мультимиллионеров были люди как с сильной, так ^^ слабой конституцией, как с посредственными, так и блестящими мыслитель^ ^ способностями (Sorokin P. A. Monarchs and Rulers 11 Social Forces. 1925. American Millionaires and Multimillionaires ,// Social Forces. 1925. V. 5).

3 Ferri E. A Century of Homicides and Suicides in Europe 11 Bulletin de Plnsti International de statistigue. P. 433; Bunger W. A. Le suicide comme phenomene soc // Revue de l’lnstitut de Sociologie. 1936. V. 16. P. 322—323; Sorokin P. A.. Zimmerm^ C. Principles of Rural-Urban Sociology. N. Y., 1929.

1 Bourdin. Du suicide considere сошше maladie. P., 1845; Bavet A. Le Suicide et la morale. P., 1922. _

II Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1922; Lowi A. Economics and Sociology- 1935.

изложены его философские и методологические взгляды.

3 Dollard J. Culture, Society, Jmpulse and Socialization 11 American Journ Sociology. V. 45. P. 50—63. io44 v

4 Kluckhohn M. O. Culture and Personality // American Anthropologist.}" ^. 46. P. 1—29; Bidney D. On the Concept of Culture // American Anthropologist-

V. 46. P. 30—44.

1922.

1 * разделяй и властвуй (лат.).

риппа, Саллюстий, Вольтер, Гизо, Годвин, Бернштейн и многие другие выде-

э т два социальных класса: "бедных" и "богатых". Это значит, что они берут венн°^1114еск^к) гратификацию и ошибочно генерализируют, считая ее единст- Дель°И социальной стратификации. Гельвеций, Сен-Симон, Бауер, Блон-

гИр и Другие различают доминирующий (или аристократический, или привиле-

ИЛИ vr и

эксплуататорский) и подчинительный (или эксплуатируемый, ют т^Гнетаемый) классы. Иными словами, под социальным классом они понима- котоп’кЧТт я именУю политической стратификацией. Третья группа авторов, среди беруу Тюрго, Бюхер, Шмоллер, Тауссиг и другие, за основу выделения классов лей, ТаПроФсссиональную стратификацию. Наконец, четвертая группа мыслите- KjiaccaKHXКаК Маркс, А. Смит, К. Каутский, для характеристики социального л°каль ПРи^егает к сочетанию всех трех форм, хотя и их дефиниции носят и нар0Но"гемпоРальный характер и не могут быть использованы для всех времен CHcT^fв Подробнее критику теорий социального класса см.: Сорокин П. А. Классь, тс°ЦИологииТ 2С 286—306; см. также: Солнцев С. Общественные der АН» .ск1917Bauer А— ^ classes sociales. P., 1902; Schmoller G. Grundriss 62 — 647Cmeincn Volkswirtschaftslehre. В., 1923. Vol. 1. S. 428 -^56; Vol. 2. S.

1 King W. I. The Wealth and Income of the People of the United States. N- 1922. P. 96.

■ро» Удачному замечанию В. Парето, разница лишь в продолжительности цикла; он для ce^f" для человечества, меньше, но все еще значителен для наций, крайне мал и незаметен

^мьи ИЛИ небольшой социальной группы. См.: Pareto V. Traite… P. 1530 flf. EgyDtiJypa™ Б. А. Древний Египет. Пг., 1922. С. 70; Breasted J. H. History of the Ancient

1922 pnsChlcago, 1911. P. 155, 161, 174, 332; RostovzeffM. 1. A Large Estate in Egypt. Madison,

V*Xm WMFRevolution of Civilization. L., 1922. XIX ^ин династии — приблизительно с 1785 по 1200 г. до н. э.; Сети II — фараон

^«астии (XIII в. до н. э.); период правления Птолемеев в Египте — 305—31 гг. до н. э.

3 Что касается истории Греции и Рима, то обратитесь к любому фундам тальному исследованию по античной истории и в особенности к трудам социально-экономической истории К. Белоха, Р. Пёльмана, Д. Бьюри, П. * Т. Моммзена, М. И. Ростовцева и многих других ученых, цитированных в э книге.

русского мыслителя К. Леонтьева подтвердит эту мысль: "Нет ничего стР^^оИ

или ошибочного полагать, что Моисей пересекал Синай, что греки строили ^ акрополи, римляне вели пунические войны, что великий Александр М3*^01!-^

пересекал Граник и выиграл сражение при Гавгамелах, что апостолы пРоП £ВоИ

вали, мученики страдали, поэты пели свои песни, великие художники писали т картины, рыцари сражались на турнирах только лишь для того, чтобы совр6^* ные французские, прусские или русские буржуа в их безобразных и коМД.ь цз одеяниях могли бы извлекать свою выгоду и в удовольствие существовз руинах этого былого великолепия! Это было бы великим позором человеч если все обернулось бы именно таким образом".

1 SchmoUer G. Grundriss… Vol. 2. P. 378 fT. jtf.

The