Предметное поле социологии


Объект социологии – общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание, учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и многих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет.

На что же …
направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида. Одно из самых удачных определений предмета социологии дал российский учёный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общностями, между общностями и личностями»[1].

Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:

— массовые социальные процессы и массовое поведение людей;

— состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей;

— совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности;

— сходство или противоборство социальных интересов.

Социологов интересует социальность как важнейшая характеристика человеческой жизнедеятельности, обусловившая глобальный успех Homo sapiens. Разумность человека многие учёные ставили под сомнение, указывая на иррациональность и аффективность как индивидуального, так и группового поведения людей. А вот социальная организованность человеческих сообществ позволила, например, Аристотелю дать человеку родовое имя Homo politicus, то есть «человек взаимодействующий». В действительности стоит признать оба эти качества – способность приспосабливать с помощью разума окружающую среду к своим потребностям и высокую степень социальной организации – в равной степени важными условиями успеха как отдельных индивидов, так и целых человеческих сообществ, включая и весь род людской.

В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые и закономерные социальные связи. Такие связи и отношения, которые оформляются в социальные нормы в виде обычаев, традиций, ритуалов, а также правовые нормы в виде законов, инструкций, официальных правил и распорядков. Первые именуются моральными нормами, существуя в формате неофициальных (неформальных) норм. А вторые, будучи узаконенными государственными органами, имеют статус официальных (формальных) норм.



Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные науки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не индивида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собственную – социальную – среду обитания человека.

Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоящая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? Ответ на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются».[2]

Социальный факт является базовой категорией социологии, определяющей первичный элемент её предметного поля. Э.Дюркгейм трактовал социальные факты, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плотность населения), и, во-вторых, как конкретные проявления массового сознания, коллективные представления. Они имеют надындивидуальный, социокультурный статус, хотя и существуют только в сознании индивидов.

В современной социологии социальными фактами считают факты массового поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом социальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологических исследований, такие как выборка, программа исследования, определением уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.).

На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (например, логические и языковые нормы), общественно принятые способы проявления эмоций, а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и правила приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д.

Социальные факты объективны в том смысле, что, будучи созданными предшествующими поколениями, они существуют до конкретного индивида и поэтому воспринимаются как им как внешняя данность, которая воздействует на него независимо от его желания. Всякий отдельный человек, появляясь на свет, застаёт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных ценностей и мотивов деятельности составляет суть процесса социализации (воспитания) каждого нового поколения.

Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимостью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что её влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаётся им. Подобно тому, как рыба ничего не знает о воде, пока не окажется на берегу, человек зачастую не догадывается о своей зависимости от общества. Социальная среда, в которой обитает человек, влияет на него опосредованно, через его индивидуальное сознание. Чаще всего индивид не в состоянии разглядеть за своими личными, казалось бы, чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоятельные требования общества.