Предмет и значение Фонетики. Аванесов.

КАФЕДРА СЛАВЯНО-РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОНЕТИКА»

Прикладные аспекты фонетики: Фонетика — Орфоэпика — Культура речи

 

 

Выполнили:

 

 

Проверил:

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Фонетика…………………………………………..……………………………………4

I. Фонемно – фонетический уровень …………………………………….…..……4

II. Предмет и значение фонетики Р.И. Аванесов………………………………….5

III. Фонетическая транскрипция….………………………………………………..6

2. Орфоэпия………………………………………………………..…………….………..8

I. Орфоэпия отдельных слов……………………….………………………………..9

II. Функциональные различия…………………………………………………….11

3. Культура речи…….………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………………16

 

 

 

 

Введение


 

 

«Язык как знаковая система имеет план выражения и план содержания. Основные значимые уровни языка — лексика, грамматика — «обслуживают» лишь план содержания, то есть имеют дело с идеальной, нематериальной стороной языка. Физическая же сторона языка справедливо не представляет для них интереса. Но дело в том, что знак лишь тогда становится знаком, когда его смысловая сторона может быть как-то облечена в материю, чтобы быть воспринятой органами чувств, чтобы объективироваться. Отсюда необходимость в особом, «строевом» уровне языка, который и осуществлял бы эту задачу. Таким уровнем является фонетика. Именно она является своего рода мостиком между миром семантики и миром материи — единственным уровнем, отвечающим за «физику» языка.»[1]

Фонетика изучает звуки речи и звуковое строение языка, а орфоэпия изучает правила устной речи: произношение отдельных звуков, состав основных звуков, произношение сочетаний звуков, слов в тексте, их качество. Это важно для реализации письма, правильного произношения и исправления недостатков речи, её дефектов, которые могут показаться нам незначительными, но, тем не менее, именно благодаря им мы можем с легкостью понять друг друга, можем оставить сообщение в письменном виде для потомков и имеем право претендовать на грамотность произношения. То есть и фонетика, и орфоэпия имеют огромное, неоценимое значение для реализации культуры речи, для умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».[2]

 

 

I. Фонетика

 

Фонетика — раздел языковедения, который занимается звуками человеческой речи. Исследователь Щерба делит фонетику на общую и частную. Общую фонетику он выделяет как особую лингвистическую дисциплину, которая отличается от акустики и физиологии, также он относит общую фонетику к наукам социальным. В свою очередь, общую фонетику можно разделить на : описательную, рассматривающую звуковые возможности речевого аппарата различаемые слухом в аспекте их возможного использования в процессе речевого общения; динамическую, которая изучает фонетические предпосылки исторических изменений или переходов звуков.

Частная фонетика, по концепции Щербы, определяет звуковой состав языка, определяет взаимоотношения между фонемами данного языка, образующими систему противоположностей, и на основании этого определяет существенные признаки каждой из них, исследует колебания в произношении фонем в зависимости от различных условий и, наконец, устанавливает чередование фонем.

 

Фонемно – фонетический уровень и его значение для языка

Язык, является знаковой системой, то есть он имеет и план выражения, и план содержания. Лексика и грамматика, как основные «значимые уровни» языка имеют дело только с планом содержания, т.е. с идеальной, нематериальной стороной языка. Физическая сторона не представляет в этом случае никакого значения. «Но дело в том, что знак лишь тогда становится знаком, когда его смысловая сторона может быть как-то облечена в материю, чтобы быть воспринятой органами чувств, чтобы объективироваться. Отсюда необходимость в особом, «строевом» уровне языка, который и осуществлял бы эту задачу. Таким уровнем и является фонетика. Именно она является своего рода мостиком между миром семантики и миром материи — единственным уровнем, отвечающим за «физику» языка. в этом состоит исключительная важность и специфика этого уровня языка» [3].

Звуки, которые изучает фонетика, хотя и лишены автономного значения, они функционально нагружены. Из этого можно выделить то, что фонетика изучает не только мир звуков, но и мир звучащей речи.

«Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы. Таким образом, фонетика занимается изучением материальной стороны языка»[4].

«Единицей фонетики является фонема. Звуки объединяются в фонемы не по их близости (в звучании, в артикуляции), а по общности функциональной. Фонема представлена звуками (или нулём звука), которые всегда занимают одно и то же порядковое место в составе алломорфов»[5].

 

Предмет и значение Фонетики. Аванесов.

Фонетика — один из разделов языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка. Задача описательной фонетики в изучении звуковой стороны конкретного языка установление звуковой системы данного языка на данном этапе его развития, т.е состав различающихся в данном языке фонем, их изменения в определенных позиционных условиях, укладывающиеся в определенные закономерные соотношения. Историческая фонетика ставит перед собой задачу изучить развитие звуковой системы на протяжении определенного времени, установить эволюцию звуковой системы(изменение соотношений между отдельными звеньями звуковой системы, изменение качества отдельных фонем, утрату их и возникновение новых фонем), становление звуковой системы изучаемого языка в её современном состоянии.

«Отличаясь задачами исследования, описательная фонетика и историческая фонетика отдельного языка отличаются друг от друга также своими источниками. Источником первой является современный живой звучащий язык(например литературный язык или тот или иной диалект), который изучается как путем непосредственных наблюдений, так и при помощи инструментальных исследований. Источниками второй (исторической фонетики) более многообразны: это и современный живой звучащий язык, но не только в виде той или иной определенной системы, а во всем многообразии его жанрово- стилистических и местных(диалектных разновидностей); это также и письменные источники» [6].

Если рассматривать практическое значение фонетики, то можно заметить, что оно весьма многообразно. Звуковая система является важным необходимым и важным элементом структуры языка без изучения которого невозможно изучение грамматического строя и словарного состава. «Данные фонетики являются необходимыми для врачей и педагогов при исправлении недостатков речи и (в сурдопедагогике) при обучении звуковому языку глухонемых»

Можно считать общепризнанным то, что фонетика в современном состоянии имеет важное значение для создания алфавитов и орфографий ранее бесписьменных языков, а также для решения вопросов улучшения и рационализации уже существующих алфавитов и орфографий отдельных языков.

Что касается о соотношении фонетики и фонологии, то Р.И. Аванесов говорит о том, что «Фонология, или учение о фонеме, впервые появилась как реакция против младограмматической концепции языка с её подходом к звуковой стороне языка, как к явлению природному, с её отрывом фонетики от грамматики и отнесением фонетики к сфере наук естественных, а не социальных».[7] Фонология, как более высокая ступень фонетики, наряду в с грамматикой, посвящена изучению структуры языка и считается подлинно лингвистической дисциплиной. Так же, фонология имеет дело с реальными, существенными для языка категориями, которые не могут не быть так или иначе отражены в звуковом письме.