Правотворчество местных органов управления и самоуправления.

Механизм осуществления включает в себя принципы управления и самоуправления по средством делегирования уполномоченным субъектам гос. властных полномочий по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление рассматривается в качестве одной из основ конституционного строя РБ, представляющая собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в государстве.

Целостная система связанных с достойной самоорганизацией, его конституционным правом решать вопросы местного значения, вопросы функционирования.

Ст.2 Закона «О местном управлении и самоуправлении» — местное управление….

Органы местного управления и самоуправления призваны решать вопросы местного значения исходя из общегосударственных задач и …
интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

С.117 Конституции –местное самоуправление осуществляется гражданами через местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Европейская хартия о местном самоуправлении в своей Преамбуле определила, что право граждан участвовать в управлении государственными делами может быть осуществлено именно на местном уровне, а органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя. Поиски правовых форм местного самоуправления были завершены принятием 15 марта 94 года Конституции.

Правовые основы:

1. Гарантированность местного самоуправления

2. Выделение органов местного самоуправления из системы органов гос.власти

3. Наделение реальными властными полномочиями

Получили возможность самостоятельно, без государственного вмешательства решать определенный круг вопросов, именуемый вопросами местного значения.

Исходя из НПА, составляющих правовую основу, органы местного самоуправления и их должностные лица получили право по своему усмотрению принимать обязательные к исполнению правовые акты по вопросам, отнесенных к их ведению, т.е. стали субъектами правотворчества.

В разные годы отдельные вопросы деятельности местных Советов депутатов рассматривали в своих работах ведущие ученые юристы нашей страны (Головко, Василевич, Шабайлов). Все отмечали ведущую роль населения, проживающую в границах той или иной АТЕ в осуществлении местного правотворчества. В соответствии с К. граждане, проживающие на соответствующей территории реализуют свое непосредственное право в следующих формах:

· Местный референдум

· Местные выборы

· Местные собрания

· Обращение в местные органы управления и самоуправления

Правотворчество — одна из главных правовых форм местного самоуправления.

Наиболее важные вопросы, требующие решения органы местного самоуправления решают путем принятия нормативных актов в целях:

Организации исполнения предписаний, изложенных в нормативных актах республиканских органов госвласти, изданных по вопросам их компетенции.

Организации деятельности всех расположенных на территории АТЕ предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и органов местного самоуправления.

В целях обеспечения прав и свобод граждан в границах своей территории.

Местный референдум – голосование граждан, проживающих на территории АТЕ по наиболее важным вопросам населения. Профессор Кутафин – метсный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одной или нескольких АТЕ по важнейшим вопросам местного значения, отнесенных законодательством к компетенции местных органов самоуправления. Право принадлежит местным представительным органам и гражданам РБ, постоянно проживающим на территории.

Инициатива граждан выражается в форме предложений, внесенных не менее 10% граждан, обладающих избирательным право и проживающих на соответствующей территории.

Если граждане выступает с инициативой, то ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме в областях и г.Минске – не менее 150 человек. Районе, городе – 20 человек.

Документы о проведении местного референдума, представленные инициативной группой и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются на заключение в соответствующий орган юстиции, который проверяет соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства.

Если будет собрано необходимое кол-во подписей, инициативная группа составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительно-распорядительный орган и передает в соответствующий Совет депутатов. Решение о назначении местного референдума принимается местным Советом депутатов. Юридическая сила решения определяется в решении местного совета депутатов о назначении референдума. Совет депутатов обязан будет обеспечить ознакомление граждан с содержанием вопроса.

Загрузка…

Решение имеет обязательную силу в границах той АТЕ, на территории которой проводился референдум.

Собрание граждан. Одной из самых массовых форм демократии, наиболее доступной гражданам являющейся средством их организации, а также самоуправления является собрание граждан. Обеспечивая гражданам коллективное обсуждение вопросов с личной активностью и инициативой,выражающейся в вопросах,выступления,в участии в голосовании собрание играет важную роль в системе местного самоуправления, служит формой привлечения граждан к осуществлению правотворчества.

Гл.3 закона РБ от 12.07.10 «О респ. И местных собраниях» достаточно подробно регламентирует порядок созыва граждан.

Устанавливается, что местные собрания могут проводится на территории административно-територриальной единицы или её части, в границе микрораенов, улиц, дворов, поселков, сел.

Компетенция:

1. Рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления, внесения по ним предложений, в том числе по установлению местных налогов и сборов.

2. Обсуждение проектов решений местных советов депутатов, распорядительных и исполнительных органов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной и иных областей.

3. Оценка деятельности органов местного управления и самоуправления.

4. Внесения предложений по вопросов дня сессий, заседаний исполнительных органов.

5. Рассмотрение предложений по переименовании и наименовании населенных пунктов и их составных частей и принятие по ним рекомендации.

6. Обсуждение мер по упреплению и охране общественного порядка.

7. Принятие решений об учрежнении органов территориального местного самоуправления, избрание членов и утверждение уставов этих органов.

8. Избрание уполномоченных участвовать в республиканском собрании.

Местное собрание созывается по нужде исполнительно распорядительных органов. Местные собрания могут созываться по инициативе 10% граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

В целях подготовки проведения собраний местным советам детупатам,а также органами территориального общественного управления может создаваться инициативная группа или образовываться организационный комитет. Решение о созыве собрания, норма представительства и порядке избрания полномоченных для избрания в нем, оформляется протоком заседания организационного комитета или инициативной группой и доводится до сведения граждан, проживающих на соответствующей территории не позднее чем за 15 дней до проведения собрания с указанием места, времени и вопроса, выносимого для обсуждения.

Участниками местных собраний могут быть граждане РБ, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательными правами и постоянно проживающие на территории данной административно-территориальной единицы. Вправе участвовать представители местных органов власти и управления, предприятия, организации и учреждения.

Местное собрание открывает председатель организационного комитета, являющийся и председателем собрания. Для ведения протокола избирается секретарь собрания, а также счетная комиссия. Решения принимаются простым большинством голосов его участников.

Порядок голосования определяется и устанавливается собранием. Решения должны быть оформлены протокольно. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания, к протоколу должен быть приложен список участником.

Местные собрания вправе обращаться в организации, которые обязаны рассмотреть эти решения и по принятым решениям информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.