Правотворческая деятельность СМ.

Деятельность исполнительной власти реализуется повседневно и в чрезвычайно многообразных формах.

Правовая форма госуправления отличается от других форм деятельности гос-ва тем, что посредством этой формы организуется выполнение задач и функ-ций

Характерные черты правовых форм госуправления заключаются в том, что в них наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер актов, органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Наиболее распространенным формам выражения исполнительной власти, если говорить о республиканском уровне, относятся:

Постановления СМ РБ, распоряжения Премьер-минмитсра, положения, правила, уставы, приказы и иные принимаемые органами гос.власти.


В советской лит-ре широко был распространен подход к определению правовых актов управления через форму исполниетлньо-распдорядительной деятельности.

Правовые акты управления определялись как правовая форма исполнительно-распорядительной деятельности, в противоположность иным формам (организационная работа, мат.-техническая деятельность)

Проф. Иванов – НПА органов исполнительной власти — официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену и утверждение правовых норм общего характера. Исходя из этого определения можно выделить следующие признаки, которые присущи нормативным актам органов республиканской власти:

НПА создается в результате правотворческой деятельности компетентного органа

Каждый орган исполнительной власти имеет право на издание НПА только в определенной форме.

В НПА устанавливаются нормы права, представляющие собой общеобязательные, гос.предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

Проф.Макарова предлагает, что подзаконный НПА – разновидность НПА, издаваемого уполномоченным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Коренев говорит о том, что правовой акт управление – юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий государственно-властным творческим характером, издаваемым в одностороннем порядке уполномоченным должностным лицом или органом в соответствии с установленной процедурой.

Из приведенных определений – НПА республиканского органа государственной власти имеет официальный характер и обязательную силу для всех субъектов, подпадающих под сферу его воздействия.

Акты органов исполнительной власти значимы как компонент механизма действия права. Они доводят требования закона до адресата и направлены о своей природе на реализацию этих требований.

Существует достаточно широкий перечень законов, которые не могут быть реализованы без издания подзаконных НПА. Например на основании закона «Об админ.-территор. делении и порядке решения вопросов админ.-территор. устройстве» принято постановление СМ №1238 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации закона «Об админ.-территор. делении и порядке решения вопросов админ.-территор. Устройстве РБ».

В данном постановлении устанавливается порядок учета и .. админ.-террит. И АТЕ и также порядок наименования и переименования ж/д станций, аэропортов и др.

НПА республиканских органов исполнительной власти, обеспечивая реализацию законных требований, неизбежно вносит в механизм действия реализуемых норм дополнительные детали, тем самым, акты органов исполнительной власти способны усилить или ослабить нормативное предписание, влияя на его эффективность, предмет регулирования, взаимные отношения субъекто и тому подобное.

Объективированным выражением правовой формы деятельности органов госуправления – правовой акт управления (административный акт).

Тихомиров выделяет 5 юридический формул, определяющих характер подзаконности актов органов исполнительной власти:

1. Подзаконный акт принимается в соответствии с К. и законами гос-ва, что означает принципиальную нормативную связанность этих видом нормативных актов.

2. Принятие подзаконного акта органа исполнительной власти на основе и во исполнения закона означает самостоятельные действия органов исполнительной власти по реализации законодательных предписаний.

3. Принятие актов в пределах прав, предоставленных законом означает действие органов исполнительной власти в установленных законом рамках.

4. Принятие подзаконных актов в случаях, предусмотренных законом, предполагает, что законом точно определены основания принятия акта.

5. Принятие подзаконных актов может быть ограничено законодательными предписаниями, содержащими запрет на совершение определенных действий.

Обобщение научной литературы позволяет сделать вывод о том, что основными признаками акта органа исполнительной власти является:

Загрузка…

1. Имеет юридическую природу, Обладает гос-енно властным характером, Обязателен для того, кому адресован, Исполнение акта органа госуправления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой гос-ва.

2. Принимается в одностороннем порядке, исходит от компетентного органа либо должностного лица

3. Данный акт устанавливает обязательные правила поведения, либо регулирует конкретные управленческие отношения и влечет изменение, возникновение либо прекращении правовых отношений.

4. Носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение проблем

5. Принимается только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

НПА органа исполнительной власти – письменный официальный документ, принятый в определенной форме органом либо должностным лицом в пределах его компетенции, регулирующий определенную сферу общественных отношений, обладающий государственно-властным характером и разрешающий конкретный вопрос или дело.

Юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти – устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, возлагают конкретные обязанности на субъекты управления и наделяют их определенными правами.

НПА органов исполнительной власти выступают в качестве юридических фактов.

НПА органов госуправления выполняют функции:

· Совершенствуют нормативно-правовую базу, обеспечивая ее приведение в соответствии с социальными условиями жизни и способствует более эффективному правоприменению.

· Образует основания возникновения, изменение, прекращения административных и иных правоотношений, т.е. конкретизирует общие предписания правовых норм применительно к отдельным участникам общественных отношений.

· Выступают средством реализации административных прав и обязанностей органов гос-ва.

НПА органов исполнительной власти могут служить основанием для издания иных актов органов управления. Могут выступать в качестве доказательства для суда, основанием для возбуждения судебного дела, условием действительности других актов органов госуправления и гражданско-правовых актов.

Бодак предлагает ввести параметры качества:

Экономические параметры:

· Достижение экономичесикх результатов с учетом перспективного экономического прогнозирвоания

Социальные параметры:

· Степень отражение аспектов в социальной политике, защиты публичного интереса и достижение оптимального баланса достижений общества, гражданина и гос-ва.

Правовые параметры:

· Системность законодательства с точки зрения соответствия К. и иному законодательству