Права, обязанности и ответственность сторон аудита.

Система органов гос. и аудит. контроля в РФ.

В РФ ф-ю федер. орг. гос. регулир. аудита осущ. уполномоч. орган, состав кот. опред-ся прав-вом РФ. Осн-ми ф-ми уполном. орг. явл-ся: издание в пред. компетенции норм-прав-х актов, регулир-х аудит. деят-ть; орг-я разработки представ-я на утвержд-е федер-х правил аудит. деят-ти(АД) РФ; орг-я надзора за соблюд-м ауд. фирмами и ауд-ми-предприним-ми треб-й по лиценз-ю и аттестации а также треб-й станд. аудита; опред. V и разраб. пор-в представ-я отчет-ти аудит-х орг-й о продел-й за год работе; вед-е един. реестра аттестов-х ауд-в и ауд-х орг-й, опред-е пор-ка их аккредит-ии. Для того чтобы успешно вып-ть все пост-е задачи при уполномоч. орг. был созд. Совет по АД, руков-ль кот назн-ся уполном. орг-м. Данный совет приним. участие в подготовке …
и предв. рассм. осн-х док-в по аудит. деят-ти, разраб. станд. аудита, рассм. ходатайство аккредит-х орг-й и выносит соотв. предлож-я на рассм. уполном. фед. орг. В сост. совета по АД включ.: предст-ли фед. орг-в власти, Центробанка и пользов-ли аудит-х услуг. Для того чтобы аудит разв-ся успешно на местах в регионах сформир. объед-я ауд-в, кот. явл-ся некоммерч-ми орг-ми и поср-м кот. ауд-ры и ауд. ф-мы м/б зарег. после вып-я опред. треб-й. Данное объед. счит-ся состоявшимся, если в его сост

числ-ся не мен. 1000 аккред-х ауд-в или не менее 100 ауд-х орг-й.

Аккред-е орг-ии им. право пров-ть аттестацию ауд-в, разр. уч. прогр., осущ-ть проф. подготовку ауд-в.

Права, обязанности и ответственность сторон аудита.

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право: а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда; б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сум м, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим

вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку; г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах; д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны: а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации; б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку:о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие обстоятельств, указанных в пункте 11 настоящих Временных правил, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения; в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта.

3 Организация и правовые основы работы аудиторов по проведению ревизий, аудиторских проверок.

В РФ построена 3уровневая сис-ма его реглам-ции. Верхним уровнем яв-ся ФЗ «Об АД», кот отн-ся к основным закон.актам, реглам-щим хоз-ное право в РФ. ФЗ опр-ет понятие АД—п/п деят-ть по независ.пр-ке БФО орг-ции и ИП. Гос рег-ие осущ-ся ч/з спец-но созданный уполномоч орган и сам рег-ие ч/з аккредитов професс ауд объединения

2 уровень представлен правилами (стандартами) АД: Фед-ные – обяз-ые для всех учас-ков АД. Стан-ты, принятые профес-ми А объед-ми и яв-ся обяз-ми для их членов. Правила(станд)-это общие рук-щие нормы и правила для помощи а-ра в ходе выпол-ия их обяз-тей по проведению проверок и регламент-щие осн.пр-пы и особ-ти АД.Разраб-но 23 Фед правила.Они строятся на основе МСА,к-рые издает Комитет м/нар ауд практике. Док-ты 3-го ур-ня – Док-ты, издав-е профес-ми объединениями бухгалтеров и аудиторов (реком-ции, носят вспомогат. хар-р) Док-ты 4-го уровня – внутрифирменные стан-ты — помощь в тех-кой реал-ции треб-й правил (стан-тов), в разраб-ке прогресс-ных приемов и рац-ных сп-бов орг-ции АД. К ним отн-ся правила ауд.орг-ции и инд-ных ауд-ров. Это внутрифирменные станд.орг-ции. Это основа,на к-рой строится деят-ть,т.е. атт-ция и лиценз-ние АД. Атт-ция осущ-ся в форме квалифик-го экзамена. Аттестат Выд-ся на срок до 5 лет. Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудита, его стоимости и заключение договора на проведение аудита.Для определения объема аудита аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии. Это необходимо ему для того, чтобы установить объем, характер и виды деятельности проверяемого предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. Для этого аудитор должен изучать годовые отчеты; информацию о собраниях акционеров, заседаниях совета директоров; внутренние финансовые отчеты предприятия (фирмы); аудиторский отчет за предыдущий период; материалы внутреннего аудита; периодические печатные коммерческие издания.Чтобы определить объем, характер и виды деятельности, которыми занимается предприятие, аудитору следует изучить учредительные документы. На этапе подготовительной работы аудитор обязан:определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность;выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита;выяснить условия, требующие особого внимания (возможность материальных ошибок, обмана или вовлечения других предприятий, организаций в сферу злоупотреблений и т.д.);определить степень доверия учетной системе и внутреннему аудиту контролируемого предприятия (организации, фирмы);установить сущность и объем аудиторских доказательств;проанализировать работу внутренних аудиторов и возможность их привлечения к аудиту;изучить целесообразность привлечения других аудиторов для проведения аудита в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия;выявить необходимость привлечения экспертов.Следующим этапом аудита является планирование, которое необходимо для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит. Планирование включает в себя составление плана и программы ожидаемых работ.Важнейшим этапом аудита является организация и непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии с целью сбора и анализа информации, необходимой для оценки достоверности финансовых отчетов.