Пояснительная записка

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

ГЕОГРАФИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности Право и организация социального обеспечения 030912 (52) ФНО РАП

Москва

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «География» для студентов факультета непрерывного образования Российской академии правосудия по специальности Право и организация социального обеспечения 030912 (52)среднего профессионального образования. М.: Российская академия правосудия, 2011. 95 с.

 

  УМК составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы на базе основного общего образования.   …
Кафедра общеобразовательных дисциплин ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол №11 от 28.06.2011 года)  
Автор: Семенов В. А. доцент кафедры общеобразовательных дисциплин РАП, канд. географ. наук  
Рецензент: Козаренко А. Е. доцент кафедры физической географии и геоэкологии Московского городского педагогического университета, канд. географ. наук
     

 

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А.

Ó Семенов В. А., 2011

Ó Российская академия правосудия, 2011

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………………….. 4-11

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………. 12

Тематический план…………………………………………………………… 12

Программа……………………………………………………………………. 13-23

Самостоятельная работа студентов…………….………………………….. 24-49

Тематика рефератов и докладов…………………………………………… 50

Примерные тестовые задания по темам…………………………………… 51-62

Примеры заданий зачётной контрольной работы………………………… 63-64

Рекомендуемая литература………………………………………………… 65-72

Приложения…………………………………………………………………. 73-95

I. Планы определения политико- и экономико-географического положениястран мира ………………………………….……………………….. 73

II. Список географических объектов, которые студент должен уметь находить и показывать по карте………………………………………….… 74-76

III. Дополнительные материалы, новейшие данные и цифры……. 77-95

Пояснительная записка

Экономическая и социальная география зарубежного мира, – дисциплина, изучающая территориальную организацию человеческого общества, углубленно рассматривающая развитие и размещение населения и хозяйства в мире, а также в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, геополитики, глобальных проблем человечества, взаимодействия общества и природы, данная дисциплина помогает лучше понять современный этап мирового развития и сформировать у студентов географический «портрет» мира.

Учебно-методический комплекс (далее УМК) дает представление о структуре учебного процесса и основных требованиях к обучаемому; в нем представлены образцы тестовых заданий по отдельным темам, вопросы для самоконтроля, темы для подготовки рефератов и докладов.

УМК содержит сведения об объеме дисциплины, требованиях по знанию географической карты. Также представлены тестовые задания и вопросы для подготовки, позволяющие закрепить и повторить полученные знания. Также представлены основные понятия и термины по курсу. Приводятся примеры зачетных тестовых заданий, а также рекомендуемая литература по данной дисциплине.

В приложении I представлены планы определения экономико-географического и геополитического положения страны. Эти две работы (на примере любой страны мира, по выбору обучаемого) являются обязательными для сдачи в письменном виде в течение учебного семестра. В приложении II представлен перечень географических объектов, которые студент должен уметь находить и показывать по карте (объекты политической карты мира и месторождения минерального сырья). В приложении III даны новейшие материалы по ряду тем, данные и цифры.

Основу УМК составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

При работе с УМК необходимо учитывать, что многие важные события в экономике, политике и социальной сфере мира постоянно претерпевают значительные изменения. В связи с этим мы советуем опираться при подготовке к занятиям на наиболее новую учебную литературу, использовать материалы газет и журналов, телевидения, новые энциклопедии, справочники, географические атласы, интернет-ресурсы. Особенно удачным и наиболее полным атласом по курсу, с нашей точки зрения, является последний выпуск издательства «Роскартография» (М., 2011). Можно также использовать при работе альтернативные атласы издательств «Дрофа-ДиК» или «АСТ» (М., 2011). Для выполнения ряда домашних работ каждому студенту также необходимо приобрести комплект контурных карт к одному из атласов.

Для получения новейшей географической информации студентам следует также использовать специальное дополнение к учебнику В. П. Максаковского «Новое в мире: цифры и факты» (Дрофа, 2009), которое переиздается каждые 2-3 года.

Главной целью курса является общеобразовательная, повышение уровня культуры учащихся. Для достижения этой цели преподавателю следует решить ряд основных задач:

· ознакомить студентов с современной политической картой мира, процессом международной интеграции и географией главных блоков международной интеграции;

· сформировать у студентов представление о природных богатствах планеты и о географии мирового населения;

· разобрать со студентами сущность научно-технической революции и мирового прогресса;

· познакомить студентов с географией мирового хозяйства и международными экономическими отношениями;

· осуществить региональный обзор мира, сформировав у студентов представление об экономико-социальном облике отдельных государств;

· ознакомить обучаемых с местом России в мире, с современным социально-экономическим и геополитическим положением России;

· разобрать со студентами глобальные проблемы человечества.

Поскольку социальная и экономическая география сочетает в себе элементы географии, экономики, социологии, она широко использует не только географические, но и экономические, социологические методы исследования, интегрируя данные естественных и общественных наук.

Примерная программа ориентирована на решение студентами следующих задач:

· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично развивающемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

· овладение умениямисочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

· воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

· нахождение и применение географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

· пониманиегеографической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

При получении специальности СПО Право и организация социального обеспечения обучающиеся ФНО РАП изучают географию в объеме 78 аудиторных часов (2 часа в неделю, I-ый и II-ой семестры).

Курс состоит из серии уроков, построенных в форме лекций, в ходе которых преподаватель начитывает новый материал, с последующим закреплением и тестовой проверкой учебного материала. Тематика лекций охватывает основные вопросы современной социально-экономической географии мира, содержит статистические и сравнительные данные. Закрепление материала подразумевает его домашнюю проработку.

Кроме этого, учащиеся могут самостоятельно изучать материал, выполняя рефераты по географии во внеучебное время. Важно, чтобы тема реферата была актуальна, проблемна, относилась к одному из разделов программы, была одобрена преподавателем.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны освоить базовые учебные компетенции(знания, умения, навыки). Студент должен:

знать:

· основные географические термины и понятия, указанные в программе;

· страны – участницы крупнейших международных блоков политико-экономической интеграции;

· главные виды природных ресурсов, основные районы и закономерности их распространения и добычи;

· источники и виды загрязнения окружающей среды;

· способы рационального природопользования;

· ареалы размещения крупных народов, рас, религий;

· крупнейшие по площади и численности населения страны и регионы Земли;

· численность населения мира, возрастно-половой состав, типы воспроизводства населения, виды и направления миграций, среднемировые показатели урбанизации и плотности населения;

· соотношение городского и сельского населения страны и регионов мира;

· меры демографической политики стран и регионов;

· основные направления внешних миграций населения;

· состав основных отраслей мирового хозяйства и их размещение;

· факторы размещения основных отраслей мирового хозяйства;

· страны – крупнейшие производители основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

· важнейшие транспортные узлы и пути сообщения мира;

· геополитическую и социально-экономическую роль России в мире;

 

уметь:

· называть (показывать) государства на политической карте мира, их столицы (из перечня номенклатуры, представленного в Приложении 2, крупнейшие города и городские агломерации мира, главные месторождения и бассейны полезных ископаемых; мировые транспортные, научно-исследовательские, финансовые, торговые, хозяйственные центры и районы;

· приводить примеры стран аграрной, индустриальной и постиндустриальной структур экономики, региональной политики стран, рационального (нерационального) размещения производительных сил; развитых и развивающихся стран, монархий, республик, федеративных и унитарных государств; взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития; стран с различным типом воспроизводства населения; стран, богатых и бедных минеральными ресурсами;

· определять принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; особенности экономико-географического положения объектов, изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по разным источникам географической информации; функции крупнейших городов мира, условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций;

· характеризовать (описывать) особенности урбанизации в странах и регионах мира, формирование политической карты мира, влияние деятельности человека на окружающую среду, этапы формирования мирового хозяйства, отрасли мирового хозяйства; страну, группу стран, регион; географическую специфику объектов политической карты мира;

· объяснять особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира, размещения населения мира и отдельных регионов, уровня и темпов урбанизации отдельных стран и регионов мира, размещения хозяйства отдельных стран и регионов мира, специализации хозяйства отдельных стран и регионов; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов), причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда, уникальность и общечеловеческую ценность объектов международного природного и культурного наследия ЮНЭСКО,

· прогнозировать темпы роста населения Земли, отдельных регионов и стран, направления внешних миграций населения отдельных стран и регионов мира, изменения в структуре мирового хозяйства, его географии, изменения в специализации отдельных стран и регионов мира в международном географическом разделении труда, возможные позитивные и негативные, качественные и количественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека на глобальном, региональном и локальном уровнях;

· оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений, ресурсообеспеченность стран и регионов, роль разных видов природных ресурсов на новом уровне взаимодействия природы и общества; негативные последствия антропогенной деятельности в геосферах Земли, тенденции создания единых транспортных, энергетических и информационных систем в мировом хозяйстве.