Потсдамские решения антигитлеровской коалиции. Создание ГДР и ФРГ. Боннская конституция 1949 г.

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственном устройстве Германии. Летом 1945 г. (17 июля – 2 августа) наПотсдамской конференции трех великих держав: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчиль, с 27 июля К. Эттли) было предусмотрено проведение демилитаризации и денацификации страны, декартелизации экономики и демократизации общественно-политической жизни. Для этого страна была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица – Берлин. Верховную власть осуществлял специально созданныйСоюзный контрольный совет (1945 г.), который управлял оккупированной страной. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с нею организации, большинство карательных учрежде­ний …
рейха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены пре­ступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения.

Логическим следствием этого разделения Германии стало образование двух государств: Федеративной республики Германии — на западе и Германской демократической республики — на востоке.

Принятие 8 мая 1949 г. парламентским Советом и утверждение оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и образование ФРГ. Боннская (по новой столице ФРГ) конституция утвердила в Германии парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. Однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии«демократическим, правовым и социальным государством». Значительное место в ней было отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).

Основными государственными органами ФРГ являлись: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг нижняя палата парламента, избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Бундестаг являлся основным законодательным органом.

Бундесрат (верхняя палата парламента) — формировался из представителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих Конституцию, границы территории земель, структуру земельных органов и т.д.

Федеральный президент избирался на пять лет Федеральным собранием. Он обладал ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило, глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеетправозаконодательной инициативы.

Конституционный суд ФРГ осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно: 50% — бундестагом и 50% — бундесратом. Конституционный суд был практически организован лишь в августе 1951 г