Постчеловек


В ходе критики человека как «тоталитарного» и «авторитарного» существа постмодернисты пришли к концепции постчеловека или к постгуманизму.

Смысл концепции «постчеловека» состоит в том, что человек отныне мыслится не как «индивидуум», а как «дивидуум». Человек есть не целое, но сов-ть гетерогенных частей, каждая из которых обладает некоторое долей автономии. Части человека находятся друг с другом в сложных отношениях, подчас противоречат друг другу, а иногда даже враждуют. Очевидный конфликт развертывается между телом и …
мышлением, желаниями и рассудком, подсознанием и сознанием.

Эгоцентрум оказывается расколотым на несколько фрагментов, а между телесной сферой и сферой мышления обнаруживается настоящая «классовая борьба». Сознание постоянно репрессирует желания, поднимающиеся со дна телесности. Телесность мстит психическими дисфункциями, что обширно иллюстрируется психоанализом.

Так индивидуум превращается в полицентрическую сферу противодействующих друг другу агломератов — сознательных, бессознательных, вегетативных, органических, телесных, психических и т.д. И если в эпоху Модерна все сводилось к укреплению сознательной структуры личности, к рациональности и, в крайнем случае, гармонизации психических явлений со структурами сознания (ранний психоанализ), то постмодернисты склонны встать на сторону «желаний», на сторону «бессознательного» и поддержать «тело» в его революционной борьбе с рассудком. Отсюда рождается ряд философских концептов Постмодерна – «тела без органов» (А.Арто, Ж.Делез), «ризомы» (Ж.Делез, Ф.Гваттари), «киборга» (Д.Харравэй), «постчеловеческих условий» (Р.Пепперель) и т.д. Все они предлагают заменить классический «эгоцентрум» Модерна новыми конструктами.