Порядок выполнения практической работы. Для выполнения работы студенты должны подготовиться к ней, изучив теоретический материал по основам минералогии и усвоив основные понятия: минерал

Для выполнения работы студенты должны подготовиться к ней, изучив теоретический материал по основам минералогии и усвоив основные понятия: минерал, минеральный вид, кристаллическая структура, минеральный агрегат и другие описанные выше [1, 6, 7, 8]. Приносят на практическую работу заранее подготовленную таблицу (см. табл. 1). На самом занятии студенты под руководством преподавателя приобретают навыки определения важнейших свойств минералов.

1. Познакомиться с минералами шкалы Мооса, поцарапать аккуратно 2 – 3 образца друг о друга и убедиться, что в шкале минералы располагаются в порядке увеличения относительной твердости. Затем провести ногтем по минералам и выделить группу мягких минералов. Минералами с твердостью более 3 провести с усилием по стеклу и выделить группу минералов средней твердости – не царапают стекло …
и не царапаются ногтем. Минералы с твердостью более 5,5 – твердые, среди которых выделяются очень твердые, оставляют царапину на кварце. Запишите в табл.1 из табл. 2 важнейшие заменители шкалы Мооса и абсолютную твердость.

2. Внимательно рассмотрите образцы, каждым из них проведите по фарфоровой пластинке, определите и запишите цвет и цвет черты минералов шкалы Мооса. Обратите внимание на неметаллический стеклянный блеск и его разновидности: жирный, перламутровый и другие, у минералов шкалы.

3. Определить и записать в 6 колонку морфологию минералов или их агрегатов, т.е. научиться различать обломки кристаллов и агрегатов, размеры и форму индивидов.

4. Определить спайность и излом у образцов в шкале: у обломков крупных кристаллов охарактеризовать поверхности сколов, у крупных чешуйчатых агрегатов попытаться отделить листочки друг от друга, у агрегатов определить размер зерен и вид их поверхностей сколов, т.е. нужно приобрести навыки наблюдения за минералами и поверхностями их скола. Практические результаты наблюдений занести в табл. 1 дополнительно.

5. Используя учебные и справочные пособия, сравнивая образцы минералов друг с другом, диагностировать другие отличительные свойства минералов.

6. Проанализируйте заполненную табл. 1, обратите внимание на свойства минералов, по которым они похожи друг на друга и принципиально различаются друг от друга.

Контрольные вопросы

1. Какие оптические свойства характерны для минералов и как они определяются? Какова природа оптических свойств?

2. Что характерно для минералов с неметаллическим блеском? Как определить его?

3. Как отличить металлический блеск от металловидного блеска?

4. Назовите минералы шкалы Мооса в порядке увеличения их твердости? Какие используются важнейшие заменители шкалы Мооса, и какова их относительная твердость?

5. Что такое спайность? Виды спайности?

6. Какие минералы шкалы имеют совершенную спайность и в скольких направлениях?

7. Какие минералы шкалы имеют несовершенную спайность? Что для них характерно?

8. Какие минералы шкалы Мооса имеют специфический запоминающийся цвет?

9. Что называется минеральным агрегатом?

10. Что такое друза и секреция? Как они образуются?

11. Что такое конкреция? Как они образуется?