Портфельные модели анализа стратегии

 

Портфельные модели определяют настоящее и будущее поло­жение бизнеса с точки зрения привлекательности рынка и способ­ности бизнеса конкурировать внутри него.

Первоначальной, классической портфельной моделью является матрица БКГ(Бостонской консультационной группы) (рис. 17).

Возможности расширения отраслевого рынка (абсолютная доля рынка)

Рис. 17. Портфельная модель БКГ

 

Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса:

1. высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках -идеальное положение "звезда";

2. высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных, под­верженных застою рынках (приносящие устойчивые при­были "дойные коровы", или "денежные мешки") — хороший источник наличности для фирмы;

3. не имеющие хороших …
конкурентных позиций, но дейст­вующие на перспективных рынках "знаки вопроса", чье бу­дущее неопределенно;

4. сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, нахо­дящимися в состоянии застоя, — "собаки" — отверженные мира бизнеса.

 

Способы использования портфельной модели БКГ:

— для определения взаимосвязанных заключений о позиции деловой единицы (бизнеса), входящей в состав организации, и ее стратегических перспективах;

— для проведения переговоров между высшими менеджерами и менеджерами на уровне деловой единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную деловую единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях "знаки вопроса" для расширения бизнеса и укрепления своих пози­ций, как правило, остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у "денежных мешков", ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек наличности). Другими словами, при помощи матрицы БКГ фирма формирует состав своего портфеля (то есть определяет сочетания вложений капитала в различные отрасли, раз­личные деловые единицы).