Понятие интонации. Компоненты интонации.

Интонация – тоже супрасегментная единица. Звуки объединяются в группе слогов. Единую ритмическую структуру составляют не больше 4-5 слогов, в противном случае – дополнительное ударение.

Синтагма или фраза оформляется с помощью интонации. Фонема – потенциальный носитель смысла, а интонация – знак или нет?

 

АСПЕКТЫ ИТОНАЦИИ:

-коммуникативный (сообщение, является ли то или иное высказывание законченным или незаконченным, вопрос, утверждение)

-эмоциональный (воздействие на окружающих, отражение не только смысла, но и отношения говорящего к говоримому)

— денотативный

— конотативный – отн-е со стороны говорящего (по голосу, эмоциям – определить здоровое, космонавтика)

 

В коммуникативном отношении – средство членения речи на предложения. Связь между знаками препинания …
и интонационными, между устной и письменной речью.

Т.М.Николаева, 63 год, попытка установить связь между изменением частоты основного тона и знаками препинания. Восклицательный знак, вопросительный – повышение, точка – понижение, многоточие, двоеточие – и то, и то.

 

1)Членит речь на предложения

2)Участвует в различении коммуникативных типов предложения.

3)В актуальном членении предложения в зависимости от логического ударения одного или другого слова

4)Осуществляет членение на синтагмы

5)Является ли тот или иной отрезок конечным или неконечным. Падение или подъём.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИНТОНАЦИИ

-Мелодика или изменение частоты основного тона

-Соотношение длительности интенсивности основного тона

 

Интонация – знак или элемент плана выражения, сложного знака, соотносимого с планом содержания.

Т.М.Николаева – знак, так как передаёт определённое значение.

Н.С.Трубецкой: фразоразличительные средства являются самостоятельными знаками. Предупредительные – подъём тона – интонация не завершена. Понижение – значит, не связан ни с предыдущим, ни с последующим.

Соединение тона со значением – доказательство значимости интонации? Подъём, падение тона – имеет не одно значение.

"Интонация и грамматика", Пешковский. Существует принцип замены. Для выражения значения нужны грамматические и интонационные средства. Грамматических средств может хватать – вопросительное слово.

 

"Интонационная система современного русского языка", 1984 год, Светозарова. Связь определённого направления движения тона со значением не является свойством того, что интонация это знак. Если бы всегда падение тона означало законченность, а вопрос подъём, тогда да.

Есть ли разница между подъёмом тона при незавершённости и вопросе? Нет, и Светозарова приходит к выводу, что интонация – план выражения сложного знака, соотносимого с ПС.

 

Есть ли набор интонационных типов для каждого языка? Овладеть им очень сложно. Попытка обнаружить типы – противопоставлено повышение и понижение.

Трубецкой – о 2х формах интонации. Предупредительная и завершающая. Немцы – о 2х типах: падение – терминальный с низким концом, подъём – нетерминальный с высоким концом.

Якобсон – о теории дифференциальных признаков. Третий тип – незавершённость, отличие от вопроса – не так высоко поднимается тон.

Понятие синтагмы.

Синтагма – синтаксически связанная группа слов, ритмико-мелодическая единица слитной речи, грамматически оформленная и выражающая в пределах более сложного целого (предложения) относительно законченную мысль. С помощью мелодики (основного тона) реализуется как объединение, так и членение высказывания. Членение текста на синтагмы связано с его синтаксической структурой. Большинство синтагм содержит от двух до четырех ударных слогов.

Мелодика (движение основного тона голоса) и интенсивность (компоненты интонации) используются для подчёркивания какой-либо части высказывания. Это называется фразовым ударением. Синтагматическое ударение – средство фонетической организации синтагм, а сама синтагма понимается как единица изменчивая, речевая, "кратчайший отрезок речи… который в данном контексте и в данной ситуации соответствует единственному понятию". Сравнительно небольшая группа слов, объединённых соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы, если оно не является служебным, подчёркивается больше, чем другие. "Что вы ДЕЛАЛИ вчера ВЕЧЕРОМ". Два слова могут составить сочетания, и одно из них может потерять ударение.

Синтагма – единство смысла и фонетического выражения (Щерба).

Определяющим для синтагмы является именно смысловые отношения, которые и обусловливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения. Последнее и характеризуется синтагматическим ударением.

Членение высказывания на синтагмы не связано жёстко с синтаксическим членением. Одна и та же конструкция может быть по-разному реализована: МЫ читали книгу, мы читали КНИГУ.

Цепочка синтагм, объединённая в более крупное смысловое целое, образует фразу. Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагмой. Фразовое – усиленное синтагматическое ударение на последней синтагме. Фонетические характеристики синтагм зависят от интонации целой фразы.