Осуждаемые отклонения в обществе.


Читайте также:
  1. VI. 1. ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
  2. Генетическая гетерогенность популяций в человеческом обществе. Популяционно-статистический метод.
  3. Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
  4. Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы.
  5. Допуски и допускаемые отклонения линейных размеров поковок, мм
  6. Зарождение воспитания в опыте обществе. Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
  7. И среднего линейного отклонения
  8. Изменение отношения к детям с особыми потребностями в обществе.
  9. Качество и уровень жизни в современном обществе. Методы оценки
  10. Личность и социальные нормы в родовом обществе. Разрешение конфликтов. Преступление и наказание.
  11. На рабочем чертеже детали проставляют номинальный размер и предельные отклонения, по которым можно определить значение допуска.
  12. Науки о …
    природе и науки об обществе. Их сходство и различие

Проблемы отклонений в обществе изучал еще Э. Дюркгейм .

Аномия (состояние отсутствия норм) — состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Парсонс отметил, что аномия — это “состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это является ненадежность поведения”.

Проблему отклоняющегося поведения исследовал известный американский социолог Р. Мертон. Он отмечал, что аномия появляется не от свободы выбора, но он невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.

Мертон видел главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Мертон делает вывод, что отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживаются и которые использует та или иная личность.

Таким образом, Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам.

В соответствии с этой типологией можно выделить следующие типы поведения.

1) Конформное поведение. Конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества. Тип поведения который не является девиантным.

2) Инновационное поведение. Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные). Такие представители подделывают деньги, ценные бумаги, занимаются проституцией, мошенничеством и т.д.).

3) Ритуальное поведение. Ритуалисты принимают институциональные средства, которые абсолютизируют, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Основой поведения для него являются церемонии и ритуалы, правила, а нетрадиционные средства отвергаются. (Примером является бюрократ, который концентрируется на процессе деятельности и забывает цели этой самой деятельности.



4) Изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения. (Маргиналы, изолянты — алкоголики, наркоманы, и т. д.)

5) Мятежное поведение (бунтари) характеризуется нерешительностью действий относительно как средств, так и культурных целей. Они отступают от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения. ( хиппи, рейверы и т.д.)

Далее Мертон отмечает, что в каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Но какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.