Особенности социологии марксизма.


Читайте также:
  1. II. Особенности положения ученика в классе, взаимоотношения с коллективом и учителями.
  2. II. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
  3. II. Особенности функции и структуры
  4. III. 1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  5. III.2.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
  6. III.2.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. III.3.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  8. III.3.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  9. III.4.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И
  10. III.4.6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. IV. Особенности тушения лесных пожаров
  12. IV.1.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Марксизм, в отличие от других …
течений, существовавших в XIX веке, выступает не только как направление в теоретической мысли, но и как влиятельный ход социально-политической мысли, тесно связанной с массовыми социальными движениями.

История, по Марксу, — объективный процесс смены общественно-экономических формаций (от низших к высшим) в результате классовой борьбы и социальных революций.

Маркс внес значительный вклад в становление и развитие социологической науки. им было всесторонне проанализировано социальную структуру современного ему капиталистического общества, выявлена ​​роль экономических факторов в развитии социально-политических отношений, дано определение таких понятий, как "класс", "социальный слой", "классовая борьба" и другие.

Формирование марксизма происходило в условиях революционного подъема, охватившего западноевропейские страны в 40-е годы XIX в. Одним из основных положений научного социализма выступает теория классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом как движущая сила общественного развития. Необходимо отметить, что тезис о классовой борьбе как о содержании новейшей европейской истории впервые был сформулирован Ф. Гизо.

Анализируя буржуазное общество, К. Маркс определяет основные элементы его внутренней структуры: капитал, наемная сила, земельная собственность, которым соответствуют три больших класса — буржуазия, пролетариат и крестьянство.

Марксистская концепция социального развития связана, прежде всего, с анализом антагонистических отношений между буржуазией и пролетариатом как главными классами. Основным признаком класса выступает право владения средствами производства или его отсутствие. Обострение социальных конфликтов и доведение их до социального взрыва — пролетарской революции — объективная тенденция социального развития. Таким образом, марксистская концепция классов и классовой борьбы имеет четко определенную политическую направленность.

9.Социологические школы и направление социологии в России (П. Сорокин, П. Лавров, Н.Я. Данилевский).

Возникновение и развитие социологии в России были связаны с крупными социально-экономическими преобразованиями, в ходе которых вопрос о политической системе общества оказывал огромное воздействие на формирование различных направлений в социологии, освоение западной литературы, выбор центральных исследовательских проблем, определял степень влияния социологии на умы просвещенной публики и ее взаимоотношения с государством. Социологическая мысль в России до 60—70-х гг. прошлого века развивалась, не будучи обособленной от развития социального знания в рамках других общественных наук. Многие элементы из области социологического миропонимания можно обнаружить в философии, истории, праве, экономике и др. Именно поэтому при изучении истории социологической мысли особое значение приобретает проблема вычленения, осмысления и истолкования социологических идей, которые существовали в неспецифических формах выражения. «На исходе 60-х годов, — писал позднее Н.И. Кареев, позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход» [62, с. 9]. Некоторые работы того периода — например, книга органициста А.И. Стронина «История и метод» [150] — сегодня могут интересовать только узкий круг специалистов, другие же и ныне сохраняют свою актуальность, издаются на Западе, вызывая многочисленные дискуссии, как, скажем, работа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» [43].



Русская позитивистская социология в 70—90-х гг. XIX в. выступала в форме нескольких сосуществовавших направлений, опиравшихся на различные варианты натуралистического редукционизма (органицизм: П.Ф.Лилиенфельд, А.И.Стронин и др.; географический детерминизм: Л.И.Мечников и др.) либо герменевтического подхода (субъективная школа: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, С.Н.Кривенко и др.), по-разному интерпретировавших задачи и природу социологического знания, роль науки в развитии общества [30].

В дореволюционной России основные труды известных западных социологов конца XIX — начала XX вв. были переведены и квалифицированно комментированы: Р.Вормс, А.Э.Шеффле, Г.Тард, Г.Зиммель, Л.Гумплович, Ф. Теннис, Э.Дюркгейм, В.Вундт, Ф.Г.Гиддингс, Л.Ф.Уорд, А.Фулье, М.Вебер, Г.Лебон и многие другие.

Работы О.Конта пользовались неизменным успехом. П.Л.Лавров, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Б.Н.Чичерин, Н.К.Михайловский, К.М.Тахтарев — вот далеко не полный перечень русских социологов, исследовавших его труды [64, 67, 71, 82, 137, 154, 164, 176]. Понятно, что цели исследований далеко не совпадали, а часто были диаметрально противоположны.

10. Чикагская школа социологии.

Чикагская школа социологии (другое название Чикагская школа человеческой экологии) группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.

Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом населения американских городов во второй половине девятнадцатого — начале двадцатого столетия. Так Чикаго из небольшого поселения в 1840 г. (с населением 4470 человек) стал крупным городом с населением около 500 тыс. человек в 1880. Через десять лет его население выросло до одного миллиона, и в 1930 г. — до 3,5 млн человек.

Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Роберта Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Бёрджесс, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.

Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.

Наиболее видные представители первой чикагской школы: Нелс Андерсон (Nels Anderson), Эрнст Берджесс (Ernest Burgess), Рут Шонл Кэйван (Ruth Shonle Cavan), Франклин Фрэйзир (E. Franklin Frazier), Эверет Хьюз (Everett Hughes), Родерик Макензи (Roderick D. McKenzie и тд

В 1950-х годах формируется второе поколение чикагской школы социологии ядром которой стали Говард Беккер, Эрвинг Гоффман, Ансельм Страусс (Anselm Strauss), Гари Файн (Gary Fine) и другие.

11. Символический интеракционализм. Теория Э. Гофмана, Дж. Мида.

Символический интеракционизм — это направление в социологии, преимущественно в американской,а также культуролигии и социальной психологии, изучающее "символические коммуникации", как один из аспектов социального взаимодействия, т.е. общение и взаимодействие, осуществляемое при помощи символов: языка, телодвижений, жестов, культурных символов и.т.д.

Символический интеракционизм появился в Чикаго в 20-30 гг.