Особенности работы с учебником и тетрадью на уроках географии в школе для умственно отсталых детей

Учебники по географии для вспомогательной школы написаны в соответствии с учебной программой для этих школ. Учебник служит главным учебным пособием для учащихся, важнейшим источником знаний.

Тексты статей учебников написаны поурочно. В большинстве статей материал дается несколько большем объеме, чем предусмотрено программой: дополнительный материал предлагается для закрепления основного, программного.

Количество страниц в учебнике, которые ученики должны прочитать к одному уроку, колеблется от полстраницы до двух, но требовать от них надо только главное, предусмотренное программой. Вопросы и практические задания в конце статьи способствуют закреплению полученных знаний.

Большое значение в привитии интереса и любви к книге имеет обучение учащихся сознательному чтению, так как механическое чтение быстро им надоедает и вызывает нежелание работать …
с книгой. Дети должны понимать и представлять то, о чем они читают. При этом учитель использует в работе с учебным материалом основные методы: повторение и сравнение «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

Словарная работа как неотъемлемая часть всего педагогического процесса требует от учителя большой методической подготовки и грамотности, правильного произношения. Специальные названия необходимо закреплять и на слух и зрительно, основное разъяснять детям, помогать осмысливать прочитанное, останавливать их внимание на наиболее трудно запоминающихся словах, выписывать эти слова на доску и в тетрадь, объяснять, почему именно так они пишутся.

Во вспомогательной школе учитель предлагает учащимся, одному или нескольким, прочитать статью целиком, не отвлекая в ходе чтения ни на что другое. «Трудные» слова разъяснить детям заранее и выписать на доску. Те же слова, которые дети не поняли, в случае, если учитель не предусмотрел их, разбираются при повторном чтении.

Полезно приучать учеников находить в тексте ответы на такие вопросы учителя, как, например, Найдите и прочитайте, что сказано в статье о растениях в тундре?

Полезно научить школьников самостоятельно находить указанные учителем статью, рассказ по оглавлению, рисунок по порядковому номеру или необходимую в данный момент географическую карту. Чтение дополнительных рассказов обычно задается на дом.

Следует уделять внимание работе учеников с рисунками, напечатанными в учебниках. Целесообразно подробно разобрать рисунок вместе с учениками до начала чтения статьи, а на доске иногда зарисовать отдельные его детали для подробного разъяснения. чтение статьи и рассматривание соответствующих рисунков учебника проводится после опроса учащихся, вводной беседы, рассказа учителя, словарной работы, работы с картой, картиной.

Работа с тетрадью имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Она приучает учеников к систематическому труду, самоконтролю, воспитывает самостоятельность.

Записи в тетрадях по географии должны быть краткими и не подменять учебника. Записи в сочетании с рисунками помогают прочно соединить в сознании детей зрительный образ предмета с его названием.

Нарисованное (животное или растение) самим учеником остается и его памяти гораздо дольше того, с чем он знакомится в результате чтения. Механически перерисованные из учебника с помощью копировальной бумаги картинки почти не приносят пользы. Лучше предложить детям самим по данной теме подобрать рисунки в газетах, журналах, старых (ненужных) учебниках и наклеить их в тетрадь.

Свои записи и рисунки, учащиеся должны систематически просматривать, особенно при повторении учебного материала. В конце тетради несколько страниц отводятся для словаря, в котором дети выписывают трудные по написанию названия объектов, предусмотренные программой.

Систематическая работа с тетрадью в сочетании с умелым использованием материалов учебника повышает их знания, прививает им навыки целенаправленной деятельности, самоконтроля, имеет большое коррекционно — воспитательное значение. Краткие записи помогают запоминать выводы каждого урока, усваивать новые слова (особенно в сочетании с рис.).

Тетрадь ведется с 6-9 кл., в клетку. Большая часть классных и дз выполняется в тетрадях после предварительного объяснения и указаний к выполнению с целью закрепления полученных знаний.