Особенности изучения природы и жизни населения на Земле (на примере одного урока)

Методика работы над географической картиной и иллюстрациями учебников на уроке географии в школе для умственно отсталых детей.

Наиболее широко на уроках географии используются географические картины. С их помощью учащиеся знакомятся с отдельными географическими объектами, явлениями. Картины дают конкретные, образные представления, благодаря которым у учащихся формируются общегеографические понятия. В работе с картиной у учащихся развиваются внимание, мышление, память, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом объекте, обогащаются понятия и представления.

Методика: картину не следует показывать ученикам до момента ее использования. Но мало показать ученикам картину, надо добиться, чтобы они осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней местность и предметы. Учителю не следует раскрывать содержание картины, гораздо полезнее, если ученики сделают это самостоятельно …
с помощью наводящих вопросов.

Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы к ученикам. С помощью вопросов учитель направляет внимание учеников на пристальное рассматривание объекта, выделение характерных черт.

Ученики читают название картины и составляют ее описание по заранее составленному плану (написанному на доске). После рассматривания картины учитель проводит фронтальную беседу, и ученики составляют описание.

Составление рассказов по картине с географическим содержанием развивает речь учащихся, учит раскрывать взаимосвязи между явлениями природы.

Иллюстрации в учебнике географии также имеют большое значение при обучении у.о. Рисунки помогают учащимся усвоить помещенные в учебнике описания. Но для этого следует продумывать вопросы к каждому рисунку, а также следить за выполнением учениками заданий связанных с рисунками в учебнике. В этих заданиях предлагается сравнить рисунки, срисовать некоторые из них, найти что-либо.

 

Особенности методической работы учителя при ознакомлении умственно отсталых учащихся с государствами и народами мира в курсе «География материков и океанов» (на примере одного урока).

Тема. Народы Африки. Цель: познакомить уч-ся с основным населением Аф­рики. Виды работ: работа с картинами и рисунками в уч-ебнике; рассказ уч-ля с привлечением матер-иалов из газети журналов о жиз­ни народов Африки; чтение статьи учебника, рассматри-вание иллюстраций в альбоме сделанный уч-ами прошлого года обучения; беседа с уч-ся по иллюстрациям о жизни народов Африки. Д/з: читать статью учебника, принести выре-зки из газет и журналов о природе и жизни народов Африки.

Тема. гос-ва Африки. Цель: показать уч-ся на примерах нескольких афри­канских гос-тв жизнь народов Африки. Виды работ: работа с политической картой мира по заданию уче-бника; рас­сказ уч-ля с использованием рис-ов(в учебнике); рассматривание иллюстрац-ий в альбоме сделанный уч-ми прошлого го-да обучения, работа с контурными картами — обвести гра­ницы и надписать государства, их столицы. Д/з: читать и рассказывать статью учебника «гос-ва Африки», выучить названия изученных гос-тв, столиц, уметь показывать их на карте.

Особ-ти: не затрагиваетсяся политика.