Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации: познавательные возможности и ограничения.


Интервью – это такой метод опроса, при котором оценка значений индикаторов происходит с использованием формы их представления в виде нестандартизированных вопросов и ответов, которая проводится либо задающим вопросы лицом, либо механически (на пленку).

Особенности интервью:

1) позволяет менять число вопросов от обстоятельств, используя метод «снежного кома» в зависимости от разговорчивости отвечающего и степени необходимой детализации.

2) детализация ответов происходит в зависимости от того, какой ответ получен.


3) можно возвращаться к уже заданным вопросам в уточненном виде после полученных данных в ходе интервью.

Процедура интервью предполагает:

а) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью);

б) определение места и времени проведения интервью;

в) запись ответов и окончатель­ное оформление материалов.

Определение места и времени проведения интервью либо за­дается предварительно социологом в программе исследования, либо осуществляется интервьюером «на поле», исходя из конкрет­ной ситуации. Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам запи­сывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его ра­боту, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера. Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикто­ров, магнитофонов), в частности при опросах общественного мне­ния и в журналистике.

Применяя метод интервьюирования, расширяются возможно­сти повышения надежности собираемых данных за счет уменьше­ния числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Преимущества: вопросов без ответов в нем практически не бывает; неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; имеется возможность наблюдения за респондентом и фикса­ции не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций: получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Недостатки метода интервьюирования – его малая опе­ративность, существенные затраты времени, необходимость нани­мать большое количество интервьюеров, невозможность его ис­пользования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, так как требует специальной подготовки и солидного тренинга. Нетерпеливость респондентов. Респонденты с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20-25. Страх респондента перед опросом. Степень скрытности в России гораздо выше чем в других странах. Сказывается боязнь, что спрашивающий может оказаться представителем власти и в случае не ответа может повлиять на жизнь респондента. Поэтому респондент старается скрыть свои взгляды, выбирая либо нейтральные ответы, либо такие, которые будут выглядеть в глазах власти прилично. Иногда респондент пытается дать такой ответ, который (по мнению опрашиваемого) хочет услышать интервьюер. Эмоциональное поведение. Респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером. Но на деле сохранять эмоциональную отстраненность очень трудно, в силу особенностей национального характера. Семантические трудности. Слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и имели однозначное толкование. Следует избегать специальных терминов и сленга.



Интервью–проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку).

Интервьюэто обязательно целенаправленная беседа. Научное интервью, в том числе социологическое, – это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь опре­деленной целью и определенной коммуникативной тактикой (пос­ледовательность, форма постановки вопросов и т.п.).