Основные тенденции развития образования как социального института.


Читайте также:
  1. B) Сфера человеческих взаимоотношений и социального поведения
  2. Delphi. Основные характеристики и терминология
  3. I. Нарушение образования импульса.
  4. I. Основные понятия и определения
  5. I. Основные права
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
  7. I. Основные сведения
  8. I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация
  9. I.3. Основные элементы окна Excel
  10. II Основные теоретико-методологические понятия.
  11. II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА ФИЗИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА
  12. II. Основные показатели численности и состава населения.

Социология образования
— раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений).

Первая тенденция — это «институализация» и диверсификация образования и его институциональных форм, то есть возникновение, становление и развитие образования и различных образовательных институтов.

Вторая тенденция — это «хабитуализация» (опривычивание) образовательной деятельности. В сфере образования возникают и воспроизводятся многочисленные практики, например, классно-урочная система, школьные и вузовские экзамены, структура и содержание учебников и учебных пособий. Специфика процесса «хабитуализации» в выведении многих видов, результатов и оснований образовательной деятельности из состояния рефлексивности, и превращения в привычные формы взаимодействия. .

Третья тенденция — это этатизация (огосударствление, «овластение») и секуляризация (придание светского характера) образовательных систем. Если первоначально образовательные институты в Европе формировались или в рамках церковной организации (колледжи иезуитов, монастырские школы и др.), или как свободные маргинальные сообщества (первые университеты).

Четвертая тенденция — прямо связана с третьей и в значительной степени с последующими — это тенденция демократизации и «массовизации» образования. Начиная со второй половины XIX века, образование становится

массовым, и оно демократизируется, становится доступным для народа, для массовых слоев населения.

Пятая тенденция — это тенденция интеллектуализации (сциентизации) образования. Она себя проявляет через введение научного знания в содержание образования, формирование комплекса наук об образовании, а также через применение в образовании технологий, направленных на развитие интеллекта.

Шестая тенденция — это тенденция стандартизации образования вызвана необходимостью в условиях массового образования поддерживать необходимые социокультурные нормы. Важнейшими предпосылками стандартизации стали появление универсального знания — науки, и соединение авторитета науки с принудительной силой государства. В ряде стран к разработке стандартов привлекаются бизнес (работодатели) и местные сообщества.



Седьмая тенденция — это тенденция технологизации образования. Эта тенденция тесно связана и обусловлена массовым характером современного образования, процессами его интеллектуализации (сциентизации) и стандартизации образования.

Восьмая тенденция — это глобализация, интернационализация образования. Глобализация образования является частью общего процесса глобализации, в то же время она имеет свои специфические черты.

Девятая тенденция — коммодификация, консьюмеризация, маркетизация образования заключается в превращении образования в один из видов товара, в специфическую потребительскую услугу. Образовательные учреждения, превращаются в своего рода предприятия и корпорации по производству и реализации образовательных услуг, а студенты — в их клиентов, в первичных потребителей (в качестве вторичных потребителей выступает уже все общество).

Десятая тенденция — неравномерность развития (нон эквивалентность) образования, разбалансированность его важнейших компонентов, возникновение «разрывов», новых типов неравенств, социальных эксклюзий, вызванных образовательными причинами — низким качеством образования, различиями в доступе к знаниям и информации, условиями образовательной деятельности, недоступностью определенного типа образовательных услуг.