Основные социологические концепции социального конфликта


В силу определённых причин в нашей социологии до недавнего времени изучение конфликтов мало занимало учёных и органы власти. Теория конфликта развивается на Западе.

Родоначальником специальной теории конфликтов, посвятившим конфликтам свои основные труды, был Георг Зиммель. Конфликт, по его мнению, — универсальное явление; без него общество немыслимо. У Зиммеля социальный конфликт ассоциируется с механизмом саморазвития. Отсюда делается вывод, что конфликт – это необходимая предпосылка развития общества, поэтому он функционален. Функциональный анализ, несмотря …
на его претензии на статус общесоциологической теории, придерживается, по существу, «равновесной», бесконфликтной модели общества, рассматривает социальные конфликты как неантагонистические противоречия. Согласно взглядам сторонников функционализма, общество представляет собой «систему», единство и жизнедеятельность которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию её составных элементов (государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, школа, семья и т.д.).

Решающим средством стабильности общества они считают наличие у всех его членов единых «социокультурных» ценностей (правовых установок, нравственных норм, религиозных заповедей), составляющих основу жизни общества. Конфликтологи упрекали функционалистов за одностороннее увлечение теми элементами и процессами в жизни общества, которые обеспечивают ему равновесие и устойчивость.

Поэтому в противоположность теориям структурного функционализма с 50-х годов стали появляться специальные работы, посвящённые социальным конфликтам как явлениям, присущим внутренней жизни общества. Наибольшую известность получили концепции: «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (Германия) и «общей теории конфликта» Боулдинга (США).