Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве).

Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве):

а) идеалистический (религиозный и светский идеализм) подход;

б) реалистический подход.

Общая суть заключается в том, что существует универсальное и незыблемое, общее для всех народов, право.

Идеалистический подход:

Суть религиозного идеализма (РИ), так называемая теологическая теория, состоит в том, что правовые нормы прямо или косвенно проистекают от бога, от божественной власти. Бог определяет все на земле и он же устанавливает порядок. Все люди наделяются правами, независимо от того в каком государстве они живут.


Светский идеализм (СИ), наоборот считает, что право есть создание самого человека, его натуры. Это результат того, что человек является мыслящей структурой, и сам определяет свои права, выполняет свои обязанности, происходящие из его положения в обществе.

РИ и СИ говорят о естественном праве людей. Корни возникновения идеализма очень древние. Правовая теория исходит из существования двух видов прав: естественные права (принадлежат человеку) и позитивные права (принадлежат государства). В случае конфликта ЕП и ПП предпочтение должно быть отдано естественному праву человека. Возрождение школы ЕП произошло после 2 мировой войны, была создана ООН, одной из главных целей которой является защита естественных прав человека.

1948 г. – принята всеобщая декларация прав человека.

1998 г. – все мировые конституции содержат нормы о соблюдении естественных прав человека.

Реалистический подход:

Право есть эмпирический (практический) опыт развития человеческого общества. Существует несколько направлений реализма в праве:

а) историческая школа права: «Право подобно языку». Суть этого направления состоит в том, что все историческое прошлое данного общества создает право. Корни права в истории, как и языка; постоянное историческое развитие. У каждого общества существует собственный язык и существует собственное право нет права универсального. Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи). Критика: особая роль отдается обычаям и традициям.

б) нормативисткое учение (самое распространенное), в основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель Ганс Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах доказывал, что право определяет только государство и исходит из интересов государства («чистое учение права»). Российские ученые в основном нормативисты.

в) социологическое направление (социология права – изучает место права в реальной жизни) – «важна не буква, а дух закона». Отстаивает положение о «живом» праве, о том, как оно реформируется. Основатель Евгений Эрлих, ректор Черновицкого университета (г. Черновцы). Основная роль правотворца отводится судье. Судья творит право, т.к. знает жизнь. Особая роль отводится прецеденту.

г) психологическая теория права – «очеловечивает» социологический подход. Автор – Леон Петражицкий, профессор С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: в праве важны эмоции, право состоит из особых переживаний, которые имеют определенный смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты.

д) классовое подход (марксистское право) – возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой борьбы. Господство норм права класса, господствующего в экономике.

Существуют и другие направления и течения, но главное заключается в том, что к правопониманию необходимо подходить комплексно, только такой подход дает возможность увидеть право в современном виде.