Основная часть. 1. Изучение нового материала

1. Изучение нового материала.

Изучение любого материка начинается с плана. Я вам выдала листочки с планом, Вы его дома приклеите в тетрадь. (Учитель комментирует план.)

План изучения материка:

1. Географическое положение материка.

2. История открытия и исследования.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

4. Климат.

5. Воды.

6. Почвы.

7. Природные зоны. Растительный и животный мир.

8. Население и страны.

Мы начинаем с первого пункта плана.

Рассказ учителя о материке

Учитель рассказывает о материке с целью заинтересовать учащихся для изучения нового материка.

Слово “Африка”, как полагают ученые, …
происходит от названия племени, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк. История освоения длилась очень долго. Первые были древние египтяне. Они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил. Следующими были финикийцы. Они устремились к южному Средиземноморью. На территории современного Туниса они основали знаменитую колонию Карфаген. Древние народы не имели истинного представления о размерах материка, они считали Африку гигантским островом.

В XI веке Португалия явилась первой из Европейских стран преступивших к изучению материка. В XVI-XVIII веках на африканском побережье создавались европейцев колонии на материке Африка. Во внутренние части материка одну из первых экспедиций собирает Англия.

(рассказ сопровождается показом на карте Африки, и используются репродукции по истории освоения)

После рассказа дети делают самостоятельный вывод об истории и происхождении Африки.

Ребята, давайте вспомним, с чего начинаем рассматривать географическое положение.

(При изучении океанов)

Определение площади материка.

— С площади. Ищем площадь материка Африки (стр. учебника).

— Какое место занимает материк по площади среди всех материков?

(По площади материк Африка занимает второе место после Евразии.)

Записываем в тетрадь.

— Найдите в учебнике и прочтите, как появилось название материка. Делаем запись в тетрадь.

Практическая работа на контурной карте.

1. Подпишите широты на контурной карте.

2. Определить название и положение крайних точек материка.

3. Определить географические координаты крайних точек.

4. Определить протяженность материка по 10 с.ш.

5. Подпишите названия крайних точек и их координаты.

6. Какими океанами омывается Африка.

Учитель:

Ответив на вопросы, вы узнаете о физико-географическом положении Африки.

(Учитель комментирует практическую работу.)

Учитель объясняет крайние точки и напоминает, как определить координаты.

Найдите крайние точки Африки. Определите ее координаты и отметьте их на контурной карте.

Положение материка относительно экватора. Для этого найдем крайние точки — северную и южную. Какой вывод можно сделать о положении Африки? Ответ. Африка лежит в северном и южном полушарии.

Положение Африки относительно нулевого меридиана. Найдем крайние точки – западную и восточную. Какой вывод можно сделать? Ответ. Африка расположена в восточном и западном полушариях.

Какие океаны и моря омывают материк?

Ответ. Атлантический океан на западе, Индийский океан на востоке, Средиземное, Красное моря.

Как расположен материк относительно других материков? Ответ :материк расположен близко по отношению к материку Евразия, удален от Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америки.

После выполнения задания смотрим, что у нас получилось.

— А теперь мы приступаем к очертаниям береговой линии.

Сообщение по теме от одного ученика:

Африка когда-то входила в состав древнего гигантского материка. В основании его, как и в основании всех материков, лежал твердый фундамент, в местах разломов которого формировались ровные, высокие и обрывистые берега материков южного полушария.

Вот почему в Африке преобладают ровные, высокие и обрывистые берега c очертаниями береговой линии, заливами и полуостровами.

Делается совместный вывод о том, что берега Африки слабо изрезаны.

2. Обобщение.

У ребят листочки на партах. Дети подписывают географические объекты в контурную карту. Затем ребята по очереди показывают эти географические объекты на карте у доски, прикрепляют магнитом к карте названия.

3)Заключительная часть

1. Подведение итогов.

— В заключение урока давайте подведем итог нашего урока.

Мы сегодня хорошо поработали на уроке.

— Ребята, что нового вы сегодня узнали?

2. Домашнее задание:

Дать характеристику материка Африка в соответствии с пунктами плана.