Опросные методы сбора эмпирической информации


В настоящее время более 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления, времени), журналистике (различные виды интервью), педагогике (как средство контроля), врачебной практике (как средство диагностики), юриспруденции (опросы свидетелей), психологии.

Широкое использование метода опроса обусловлено его оче­видными достоинствами:

• организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ полу­чения информации);


• относительная дешевизна;

• конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;

• уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

• оперативность (при анкетировании);

• эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, глав­ным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:

• влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящему опрос);

• влияние самого исследователя (качество разработки опрос­ника, профессионализм анкетера или интервьюера);

• влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры).

Метод опроса используется:

1) когда предпочтительным, а час­то единственным источником сведений является человек — непосредственный представитель исследуемого процесса или явления;

2) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;

3) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;

4) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, моти­вации, настроения, ценности, убеждения людей;

5) в ка­честве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.



Получение необходимых сведений при опросе происходит в ситуации общения по схеме «вопрос—ответ», после которой осуществляется качественная и количественная обработка по­лученных ответов. Варианты общения могут быть различными: личное или опосредованное (телефон, почта); устное или письменное, индивидуальное или групповое. Сведения, получа­емые при опросе, всегда фиксируются в виде ответов на вопросы исследователя, которые он формулирует либо заранее (форма­лизованный опрос), либо непосредственно в процессе общения (неформализованный опрос).

Основными видами опроса являются анкетный опрос и социо­логическое интервью. В зависимости от критериев классификации они подразделяются на сплошные и выборочные (по масштабам охвата генеральной совокупности), индивидуальные и групповые (по методике проведения), массовые и экспертные (по составу опрашиваемых), устные и письменные (по процедуре проведения опроса и фиксации ответов), очные и заочные (по характеру общения социолога с респондентом), одно- и многоразовые (по частоте проведения), стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедуры опроса).

Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом (исследователем) и респон­дентом опосредуется анкетой.

Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Она представ­ляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.

Различают следующие виды анкетирования:

• по способу доставки: раздаточное (анкета оставляется рес­понденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации);

• по степени участия анкетера: в его присутствии, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса, в его отсутствие, когда контакт его с респондентом ограни­чивается вводным инструктажем при вручении ему анкеты и контрольным просмотром при ее возвращении.

Огромная популярность анкетирования обусловлена его не­сомненными достоинствами: организационной простотой, эко­номичностью, оперативностью.

Действительно, с помощью анкетирования можно в короткий срок, относительно недорого и с небольшим числом анкетеров (или совсем без них при почтовом или прессовом опросе) об­следовать большие совокупности людей. Наибольший эффект анкетирование обеспечивает при проведении массовых опросов, когда объектом исследования является население в целом или его отдельные, достаточно крупные страты.

Интервью — специализированный вид исследовательского об­щения одного человека (исследователя, который задает вопросы) с другим (респондентом, который согласился на них отвечать), применяемый как метод сбора эмпирических материалов. В основе интервью лежит беседа, при которой роли собеседников жест­ко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования.

Достоинства интервью:

• возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;

• повышение искренности и достоверности сведений вследствие непринужденной обстановки при проведении интервью;

• возможность наблюдения за психологическими реакциями респондента и корректировки получаемой информации (воз­можность сочетания с наблюдением);

• повышение полноты реализации познавательных возмож­ностей вопроса;

• усиление положительной ориентации респондента на серь­езное отношение к опросу;

• отсутствие проблемы непоследовательного восприятия воп­росов респондентом.

Недостатки интервью:

• требуются большие материальные и временные затраты;

• повышенное влияние интервьюера на содержание получаемой информации;

• высокая трудоемкость;

• требуется привлечение высокопрофессиональных специа­листов.

Процедура интервью предполагает проведение следующих опе­раций: выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью); определение места и времени проведения интервью; запись ответов и оформление материалов. Особое место занимает интенсивно развивающееся направление, связанное с использо­ванием в процессе интервью новых возможностей, предостав­ляемых телефонной связью, компьютером, а также Интернетом. К преимуществам телефонного интервью относятся: меньшая стоимость, большая оперативность, конфиденциальность и, сле­довательно, искренность ответов, обеспечивающие в конечном итоге большую стандартизацию процесса сбора данных. В случае, если интервьюер работает на компьютере, — и большая стандарт­ность в способе доставки данных.

Часто в практике возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служить компетентные лица — эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Опрос и выявление суждений компетентных лиц по определен­ной исследуемой проблеме называется эксперт-опросом, а сами суждения — экспертной оценкой.

К основным видам экспертного опроса следует отнести: ан­кетирование и интервью, «мозговую атаку», дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.

Особым видом опроса является социометрическая процедура.