Операционализации


Читайте также:
  1. Й этап — операционализации.
  2. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в программе исследования. Процедура операционализации.

В программе исследования социолог оперирует теоретич. понятиями-терминами. Основные из них несущие главную смысловую нагрузку принято называть ключевыми понятиями. Ключевые понятия должны быть подвергнуты процедуре интерпретации. Такие понятия как общество, конфликт, коммуникация невозможно прямо и непосредственно замерить. Сначала их необходимо преобразовать свести к тем показателям, которые можно зафиксировать в какой-либо …
схеме.

Теор. понятие необходимо выразить , представить как совокупность признаков, которые в свою очередь выступают его представителями.

Эмпирическая интерпретация — специфическая процедура поиска эмпир. значений теор. терминов. Она представляет собой сложную часто многоуровневую процедуру. Теор. понятия «развертывается» в ней до уровня эмпир. референтов, то есть тех показателей, которые нужно измерить.

Интерпретация понятий, выраж. в определенных терминах, означает поиск эмпирич. признаков, поясняющих их значения в некотором существенном для исследовательской задачи отношении.

Суть и границы этого отношения задаются проблемой и предметом исследования.

Эмпирические показатели — сочетание абстракции и имеющегося опыта.

Поиск эмпирич. значений понятий называют его эмпир. интерпретаций, а опред. понятия через указание правил фиксации соответствующих признаков — операциональным определениям.

В идеальном варианте эмпирические инерп. понятия должен достигаться путем полной редукции(сведЕния) теоретического понятия к эмпирическим признакам — референтам. Однако хорошо известно, что операционализация почти неизбежно приводит к некоторому упрощению частичной потере смысла, так ак показатели редко передают все, что выкладывается в теор. понятия.

Практически всегда остается какая-то часть, «остаток» теор. содержания, который трудно выразить в эмпирических показателях. Перевод теор. смысла в эмпирич. референты называются редукцией. При разработке операциональных определений для переменных применяемых далее в исследовании необходимо дать скурпулезное описание процедур, используемых для осуществления измерения.

Точное описание каждого шага позволяет сделать описание исследования и обеспечивает стандартность процедур измерения при их воспроизведении др. исследователями.



Точное описание процедуры операционализации дает возможность продумать весь процесс осуществления измерения для определения возможных ошибок, которые могут сказаться на надежности результатов.

 

14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.

Процедура измерения в социологии не относится к классическим измерительным процедурам, какие есть в физике, математике, астрономии и др.

В социологии есть собственные процедуры измерения и шкалы. Все измерения опираются на термин «модель восприятия», которая есть у каждого респондента. Модель восприятия связана с субъектом восприятия — человек (респондент) — и объектом восприятия (объекты реального мира). Чтобы понять модель другого человека, нужно приложить эту модель к себе.

Субъект – тот, кто информирован, кто хочет и может действовать.

Субъектность восприятия фиксирует важный момент измерения, поскольку субъективность восприятия людей в ряде случаев может носить серьезные искажения в изучение социальных объектов и процессов.

 

Каждый метод шкалирования опирается на свою модель восприятия. Очень часто люди (не только социологи) используют принцип ранжирования. Ранжирование часто понимается как приближение к некоему идеалу — то есть к тому, что каждый из нас конструирует сам для себя. Это примитивная процедура ранжирования. Но идеал у каждого свой — это одна из проблем социологии.

 

Поскольку модели восприятия направлены на объяснение реального поведения респондентов, для их обозначения используется термин модель поведения.

 

Каждый метод шкалирования опирается на свою модель восприятия, например, при ранжировании каждый респондент руководствуется каким-то набором признаков изучаемого объекта.

 

Эмпирическая система отражает представление исследователя об изучаемой реальности. Если внутри эмпирической системы есть некие связи, отношения, она называется эмпирической системой с отношениями.

 

Назовем математической системойсовокупность математических объектов с выделенными отношениями между ними. В качестве математических объектов, как правило, выступают числа. Когда задается некоторое отношение между объектами и числами , говорят о математической системе с отношениями.

 

Измерение — отображение некоторой эмпирической системы в числовую системую.

Переход от реальности к числам происходит по определенным правилам.

 

Из лекций:

Традиционные измерения базируются на принципе соотнесения, сравнения объекта с неким эталоном.

Измерение – это определение соотношения какой-либо величины с однородной ей величиной, принятой за «единицу меры».

Измерения в социологии трактуются как процедура, при помощи которой объекты исследования рассматриваются как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему. Отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами.

В качестве объектов измерения могут выступать индивиды, коллективы (условия труда), характеристика (например, уровень экстремизма). Сам коллектив не является измеряемой величиной.

 

Измерение – это всегда моделирование, поскольку каждый исследователь создает свою модель объекта.

Моделирование осуществляется в 2 этапа:

  1. Сначала строится модель эмпирической системы
  2. Подбор адекватной числовой модели

 

15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.

Шкала — некая протяженность (или континуум), где есть некая условная полярность или противостояние.

 

Шкалой называется правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический констуркт. Каждое такое число называют результатом измерения объекта или его шкальным значением. Процесс получения шкальных значений называется шкалированием.

 

Этой шкале мы можем придать любую размерность. Как правило, социологи работают с пяти-балльной (пяти-членной) шкалой. Некоторые явления в семи-членной шкале нам уже трудно оценить. А есть явления, которые мы может оценить только дихотомически.

 

Из лекций:

Иногда шкалой называется совокупность шкальных значений объектов изучаемой ЭС.

16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.

Простая номинальная (номинальная) шкала. Служит предпосылкой всех шкальных процедур. Она исходная, начальная. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Пункты шкалы — эталоны качественной классификации свойств объекта.

Профессия — очень сильная характеристика человека, поэтому социологи часто интересуются профессией. Там всегда присутствует категория «другое». Проценты нужны, тк они более четко и наглядно показывают доли в каждой совокупности. Получается номинальная шкала, которая очень четко классифицирована. К данной шкале операции сложения-умножения абсолютно непреминимы (нельзя складывать медиков и учителей, например). Цифры в такого типа шкале отражают лишь порядок записи результата и ничего больше.

 

Операции с числами в номинальной шкале:

· Нахождение частот распределений по пунктам шкалы с помощью процентов или в натуральных единицах (исходные данные, разбитые по частоте попадания в этот класс). Отсюда вытекает широко распространенный термин «частотные распределения».

· Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью.

 

Можно одну шкалу совместить с другой и помимо профессии, например, выразить еще и удовлетворенность. Тогда будет видно, что учителя будут удовлетворены одним пунктом, а, например, строители — другим.

Из лекций:

Даже такая простая шкала позволяет производить операции, которые дают некоторое представление о взаимосвязи между рядами свойств, расположенных неупорядоченно. Такого рода данные сразу дают много интересной информации об объекте. Данные с использования этих шкал позволяют использовать такой математический критерий, как «хи квадрат».

Для справки (в лекциях не было):

Критерий Хи-квадрат позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, распределены они нормально или нет.

Нормальное распределение задаётся несколькими параметрами. Среди них: среднее арифметическое, стандартное отклонение, эксцесс, ассиметрия.

Среднее арифметическое – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Этот показатель адекватен только для нормального распределения, т. к. только при условии такого распределения мы ожидаем, что среднее значение является действительно характеристикой большинства.

Стандартное отклонение – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего.

Эксцесс – высота нормального распределения

Асиметрия – скос нормального распределения относительно среднего значения.

 

17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами

Порядковая шкала, или шкала порядка (ординальная шкала). В шкале порядка кроме равенства или неравенства в каждом классе мы можем судить о некотором порядке между полученными цифрами или числами. Исследователь сам делает смысловое выражение полярностей. (например, 5-отличный,высокий,правильный; 1-плохой,низкий,неправильный. Между 5 и 1 есть некие величины, которые и создают порядок (отличный-хороший-плохенький-плохой). Получается некий порядок следования.

В порядковой шкале содержатся два отношения (в математическом смысле) — равенства внутри интервала шкалы и порядка, то есть значение на одном конце всегда выше значения на другом.

Тут есть элементы классификации. Поэтому порядковые шкалы отличаются большими возможностями, чем номинальными.

 

Как правило, порядковые шкалы представлены в трех вариациях:

· Числовое обозначение

· Смысловое обозначение

· Безразмерные (с обозначением только крайних позиций).

 

Эмпирическая реальность представлена как картинка одного типа, а система числовая — это другая картина. Переход от эмпирической к числовой должен происходить плавно.

 

Порядковая шкала — некая протяженность от высокой степени выражености до отрицательной степени выраженности (либо шкала идет от некой условной единице до нуля: например, любовь — либо есть (1), либо нет (0), отрицательного быть не может — это уже ненависть, то есть другое чувство). Не все явления имеют негативную выраженность. Например возраст не может быть отрицательным и т. п.

 

Разновидностью порядковых шкал считаются ранговые шкалы. Они предполагают полное упорядочивание каких-то объектов от наиболее к наименее важным. Например, порядок дня: 1-университет, 2-врач, 3-оплата интернета, 4-друзья, 5-уборка дома. Теперь ранжируем — расставляем приоритеты. Получается, что есть несколько число рангов, обозначенных как значимые. Остальные мы откладываем в другую группу (некое усреднение). Ранговые шкалы используются очень часто в социологию. Нет ответа, когда использовать ранговую, а когда порядковую шкалу. Если мы хотим соразмерить, то можно использовать ранговую. Это зависит от смысловой направленности и содержания вопроса.

Правило использования ранговой шкалы: в процедуре ранжирования не должно использоваться много позиций (не более 15), иначе точность процедуры будет невелика.

1,2_345_678910_11,12_13,14,15 — процедура группировки рангов. Когда респонденты различают не просто ранги, а ранги, объединенные в определенные группы. Потом происходит уловная процедура вычисления среднего ранга. (например: 1,2. средний — полтора). То есть большую ранговую шкалу можно превратить в небольшую (упрощенную) порядковую шкалу. Это еще и для укрупнения материала — классификации и т. п. Однако есть явления, которые можно оценивать только в ранговой шкале — например, кандидатов в президенты (по нескольким шкалам их оценить довольно трудно). Несколько параметров мы соединяем и пользуемся ранговыми шкалами.

 

Парные (попарные) сравнения.

Социологи не очень часто используют эту технику, но иногда она используется обоснованно и серьезно.

В процедуре парных сравнений респондентам предлагается сравнивать все единицы в парах, используя все возможные сочетания.

 

  А В С Д ранги
А + + +
В   +  
С + +  
Д +   +  

 

1 строка — лидера А выбрали В, С, Д. Сам он себя не выбирает. И т. п.

Эта процедура точная, тк соотнося всего два объекта каждый раз челвоек дает другую (лучшую) оценку.

 

Операции с числами в порядковых шкалах.

Интервалы в ранговой шкале неравны, поэтому числа, которые присваиваются в ранговой шкале произвольно, обозначают лишь порядок следования признаков по их весу. Величина интервала в ранговой шкале никогда не известна, а потому к ней никакие математические процедуры неприменимы (кроме отношений больше-меньше). Респондент просто заявляет нам, что он принял определенную позицию.

По сути, операции с числами в порядковой шкале носят условный или ограниченный порядок. Это операции с рангами, а не с количественным традиционным выражением чисел.

 

«Цифры не прибиты гвоздями шкале (т. е. Они непостоянны), они постоянно подвижны для каждого абсолютно случая». Толстова.

 

Метрическая шкала равных интервалов (Ядов), интервальная шкала (Толстова0.

Например, это шкала температутр.

Класс метрических шкал, в отличие от всех других, устанавливает отошение между пунктами не просто в понятиях больше-меньше, но позволяет фиксировать точную величину интервала. Такая шкала позволяет гораздо большее число операций, чем в остальных шкалах. Но таикх шкал немного — возраст, количество детей, деньги (но трудно бывает учесть все доходы всего домохозяйства и вычислить точно). На помощь приходит шкала Бестужева-Лади (имеем возможность обеспечить еду, купить обиходное и т. п.). Это шкала возможностей, тут нет денег — получается удобно.

 

Метрическая шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными (точно заданными) интервалами между пунктами, причем отсчет может начинаться с произвольно выбранной величины.

Например, изучая возрастную шкалу избирателей, мы начнем с 18 лет.

Метрическая система с отношениями содержит отношения равенства и порядка как дял объектов, так и для расстояний между объектами.

Метрические шкалы часто называют шкалы высокого типа, количественными, числовыми. Непедно количественные шкалы называют шкалами низкого типа, однако с этим утверждением трудно согласиться, т.к порядковые и номинальные шкалы в двухмерных матрицах оказываются очень сильным инструментом.

 

Например, недовольство начальством

 
Мужчины ——-> ——->      
Женщины    
 

 

Сразу можно сделать несколько выводов.

 

Можно соотнести два параметра по отношению к какому-то объекту.

 

  Молодежь Средний возраст Пенсионеры
Умный +    
Опытный     +
Образованный   +  
Харизматичный +    

 

18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.

Социологи прибегают к построению выборки всякий раз, когда необходимо собрать информацию о большой совокупности людей.

Репрезентативными считаются исследования с большой совокупностью людей.

Выборку, как правило, используют в вопросах, ориентированных на «жесткие» статистические методы, когда опрашиваются большие контингенты людей.

Выборка — подмножество заданной совокупности, позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом.

Выборки строятся исходя из следующих соображений:

 Практические соображения (экономит силы средства и время исследователей)

 Выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (от частного к обобщению).

 Процедура выборки реализует фундаментальный (обязательный) принцип рандомизации (random), т.е случайного отбора.

Наилучшей моделью отбора является вероятностная или случайная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку и для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц. Далее термины «случайная и вероятностная выборки» будут использоваться как взаимозаменяемые и идентичные. Выборочная процедура обеспечивает обоснованность и « законность» выводов о генеральной совокупности, сделанных на основании небольшой выборки.