Однозначные и неоднозначные индикаторы. Виды неоднозначных индикаторов.


По характеру причинно-следственной связи со свойствами социальной реальности:

1. Однозначные индикаторы – индикаторы с однозначной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивидов и значением измеряемого показателя:1показатель = 1однозначный индикатор. Пример: Возраст => год рождения.

2. Неоднозначные индикаторы – индикаторы с неоднозначной, но устойчивой связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивидов и значением измеряемого показателя:1 показатель = несколько неоднозначных индикаторов (используются для оценки состояния латентных переменных и их …
показателей с множеством наблюдаемых проявлений).

a. Индексные индикаторы – вносят одинаковый вклад в состояние показателя.

Пример: «участие в предвыборных действиях»: подписание обращения, денежный вклад, письмо в газету в поддержку. Логика: несколько типов действий представляют одинаковую степень участия. Эти действия более или менее равны по своей значимости. Одинаковое количество действий характеризует равную степень участия в действиях, разную степень участия. То есть связь существует, но ее величина не равна 1.

b. Шкальные индикаторы – степень влияния которого на состояние показателя иерархически упорядочена. Несколько типов ограничений проранжированы по степени ограничения, выполнение первых действий предполагает выполнение нижестоящих действий, чем более высокого ранга выбрал отвечающий, тем более высокий балл он получает. Шкальные индикаторы превосходят индексные, т.к. обладают свойством интенсивности и точности измерения.

c. Ассоциативные индикаторы – с непрямой связью между состоянием поведенческих актов, свойств индивида и значением измеряемого показателя. Используется в семантическом дифференциале.

d. Факторные индикаторы – с неоднозначной связью между состоянием поведенческих актов, свойств индивида и значением измеряемого показателя, преобразующие устойчивые сочетания. Используются в факторном анализе и предназначены для эмпирического выделения социальных типов.