Оценка стоимости малого бизнеса.

В последнее время сделки по купле-продаже малого бизнеса (предприятия с годовым оборотом до 1 млн$ и количеством работников до 150 человек, далее сокращенно — МБ) показывают стремительный рост: более 50% предприятий МБ меняют своих владельцев в течение первых 3 лет своего существования, причем 30% из них делают это ежегодно. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос объективной оценки стоимости МБ. Относительная сложность данного вопроса обусловлена тем, что в любой оценке в известной степени присутствует субъективность, которая выражается в желании подороже продать или подешевле купить оцениваемый бизнес или его долю. В данной статье мы рассмотрим способы определения стоимости МБ, которые позволяют как обосновать его высокую стоимость при продаже, так и оценить инвестиционное потенциал МБ при его покупке.


Методы оценки МБ
Многообразие применяемых методов оценки слишком велико, чтобы дать полный и подробный анализ всех существующих методов. Для того, чтобы уметь оценить МБ, достаточно знать 4 метода, которые могут применяться как отдельно, так и в комплексе друг с другом:

1) Метод стоимости замещения (Replacement cost method)
Данный метод основывается на расчете стоимости создания предприятия, сопоставимого по финансовым показателям, занимаемой рыночной позиции, существующей клиентской базе, налаженным отношениям с поставщиками, штату сотрудников с предприятием, подлежащем оценке. Иначе говоря, оценщик рассчитывает, во что обошлось бы создание такого предприятия, если бы покупатель создавал бы такой бизнес с нуля. Затем, как правило, берется дисконт (скидка) от полученной стоимости замещения, чтобы обосновать привлекательность запрашиваемой продавцом цены (20-30%). Применение метода замещения приводит к получению высокой оценочной стоимости бизнеса, так как он позволяет включить в оценочную стоимость практически все расходы, понесенные нынешним владельцем бизнеса за все время существования предприятия.

2) Метод балансовой стоимости (Book value method)
Данный метод наиболее прост в использовании, так как позволяет оценить предприятие по данным бухгалтерского баланса: для этого достаточно посчитать стоимость активов, которыми располагает предприятие, с учетом их износа, и вычесть из полученной суммы стоимость его обязательств. Данный метод часто называется ликвидационным: фактически он показывает, сколько денежных средств можно извлечь из предприятия, если прекратить его деятельность, продать активы, а из полученных денег рассчитаться по долгам. Метод балансовой стоимости считается самым консервативным методом оценки, поскольку не учитывает многих имеющих ценность аспектов, которые покупатель в случае применения данного метода получает бесплатно (например, те же нематериальные активы). Однако данный метод может иметь смысл и для продавца, если предприятие имеет высокую балансовую стоимость активов, но не может похвастаться весомым денежным потоком.

3) Метод дисконтирования денежного потока (Discounted cash flow (DCF) method)
Данный метод строится на основе оценки финансовых результатов предприятия, в первую очередь — его денежного потока. Чаще всего под денежным потоком (Cash Flow) понимается чистая прибыль предприятия возведенная (увеличенная) на сумму амортизационных отчислений. Дисконтирование — это финансовая операция, которая позволяет определить текущую стоимость будущих денег. Она основана на идее, что деньги сегодня имеют большую ценность, чем деньги полученные завтра. Чтобы использовать дисконтирование денежного потока предприятия, необходимо определить период, подлежащий дисконтированию. Он зависит от того, какую окупаемость вы закладываете в проект. То есть, если вы хотите продемонстрировать инвестору, что его инвестиции окупятся за 3 года, надо продисконтировать денежный поток за этот период. Ценность данного метода заключается в увязке стоимости бизнеса с такими переменными, как окупаемость и доходность безрисковых инвестиций.

Метод дисконтирования денежного потока подходит для оценки бизнеса, генерирующего денежный поток, и его ценность определяется тем, что он позволяет сделать заключение о справедливой стоимости бизнеса наиболее разумным способом с точки зрения инвестирования. Покупателям бизнеса рекомендуется в связке с использованием данного метода проводить анализ доходов и расходов предприятия на предмет оценки достоверности и устойчивости денежного потока предприятия, а также оценить его финансовую устойчивость (запас прочности).

Нематериальные активы
Часто для обоснования более высокой стоимости бизнеса, особенно при использовании метода балансовой стоимости, используется оценка нематериальных активов бизнеса. Некоторые нематериальные активы (далее — НМА) могут быть отражены в бухгалтерском балансе — чаще всего это бывает, если возникновение НМА было связано с расходами, которые необходимо было провести по счетам бухгалтерского учета. Однако ошибочным будет считать, что бухгалтерский баланс в полной мере отражает перечень НМА, которыми располагает предприятие, и их действительную стоимость. Чаще всего бухгалтерский баланс указывает лишь на малую часть очевидных НМА и их номинальную стоимость, которая может отличаться от действительной. Объективный подход в учете НМА заключается в том, чтобы выявить НМА, которые не нашли отражения в оценке материальной базы предприятия и которые имеют самостоятельную ценность в контексте сделки купли-продажи. Такими НМА являются: Специальные разрешения (лицензии) и сертификаты, товарные знаки, патенты, авторские права, иные объекты интеллектуальной собственности, страховые полисы, задолженность предприятия перед владельцами, эксклюзивные условия работы с поставщиками и контрагентами, ноу-хау, клиентская база.

Скрытые обязательства
Если учет НМА при оценке бизнеса стал распространенной практикой, то скрытые обязательства достаточно редко фигурируют в оценке бизнеса. Речь идет об определенных налоговых, финансовых и юридических аспектах бизнеса, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для владельца, что находит выражение в дополнительных расходах, которые возникают после реализации сделки купли-продажи и тяжелым бременем ложатся на плечи новых владельцев бизнеса. Использование термина «скрытые обязательства» в отношении данных аспектов объясняется тем, что они существуют на момент сделки, но редко выявляются стандартным аудитом бухгалтерской отчетности, так как требуют междисциплинарных знаний. Приведем некоторые примеры скрытых обязательств: судебные претензии и иски, потенциальные штрафы.

Как оценить стоимость бизнеса?
Следующим шагом является формирование стратегии определения стоимости бизнеса. В качестве базы лучше всего использовать метод балансовой стоимости, дополнив его стоимостью нематериальных активов предприятия. Параллельно определив стоимость бизнеса по методу дисконтирования денежного потока, получается два сценария: 1) стоимость по дисконтированию превышает балансовую стоимость + стоимость НМА; 2) балансовая стоимость + стоимость НМА превышает стоимость по дисконтированию.

Особенности оценки при покупке
Особенность оценки при покупке бизнеса заключается в том, что а) вам известна стоимость бизнеса (цена продавца) и необходимо определить насколько она оправдана; б) необходимо проверить достоверность предоставленных продавцом сведений по финансовым результатам работы предприятия и стоимости тех или иных материальных и нематериальных активов. Как и в случае продажи, при покупке бизнеса надо рассчитать оценочную стоимость по методу дисконтирования и соотнести полученное значение с балансовой стоимостью плюс стоимость нематериальных активов, чтобы понять с каким сценарием мы имеем дело. При первом сценарии — важно определить, насколько достоверны сведения, предоставленные продавцом, правильно ли рассчитано значение чистой прибыли, насколько устойчивым является денежный поток.

В случае, если оцениваемый бизнес соответствует второму сценарию, необходимо внимательно изучить перечень активов в бухгалтерском балансе на предмет их объективной (реальной) стоимости, перечень обязательств — на предмет полноты отражения и сроков их погашения. Даже соответствие запрашиваемой цены выявленной стоимости не является основанием для того, чтобы считать названную цену справедливой, так как ликвидационная стоимость активов фактически может оказаться ниже той стоимости, которую они имеют по данным бухгалтерского учета. Для того, чтобы нивелировать риск, цена продавца должна содержать определенный дисконт от балансовой стоимости. В некоторых случаях, когда заявленная цена превышает балансовую, продавец может говорить о том, что бизнес имеет некоторый гудвилл.

Что такое гудвилл?
Гудвилл — это финансовый термин, который означает разницу между рыночной стоимостью бизнеса и его балансовой стоимостью, по сути он отражает сумму, которую покупатель готов переплатить за право собственности на предприятие сверх его балансовой стоимости. Иначе говоря, гудвилл — это добавочная нематериальная стоимость бизнеса, которая дополняет его балансовую стоимость. В этом контексте гудвилл связан с НМА, которые по сути и составляют наполнение гудвилла. Но так как гудвилл с одной стороны есть не что иное как манипулирование с точки зрения бухгалтерского учета, необходимо в любом случае соотносить его с НМА. Если гудвилл > 50% стоимости НМА, стоимость данного бизнеса рассматривается как завышенная, < 50% — объективная, если гудвилл отсутствует вообще— привлекательная для приобретения.

Вывод
Таким образом, технология оценки бизнеса зависит от целей проведения и должна учитывать достоверность предоставленных данных, балансовую стоимость предприятия, генерируемый денежный поток, нематериальные активы и скрытые обязательства. Обеспечить необходимую полноту анализа может междисциплинарный анализ на стыке бухгалтерского учета, финансового учета, налогового законодательства и юриспруденции.