Обучение и аттестация АД

Ос. документы , опреде. уровень подготовки аудита – временное положение о системе аттестации обучения и квалификации аудиторов в РФ. Последняя редакция 27.11.2007 № 119 Н.Орган гос. контроля и регулирования аудиторской деятельности – совет по аудиторской деятельности. Минфин организует аттестацию, обучение и увеличение квалификации аудиторов в России. Аттестация, обуч.е и повышение квалиф. проводится в учеб.-метод. центрах, включенных в государственный реестр. Аттестация проводится с целью проверки квалификации физическое лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. По итогам экзамена выдаются квалификационный аттестат следующих типов:в области общего аудитав области аудиторских бирж, ВБФ и инвестиционных институтовв области страхового аудита, в области аудиторских кредитных организации.Не всякий человек может быть допущен к экзаменам. К аттестации допускаются лица , имеющие : высшее …
экономическое/юридическое образование (ВУЗ госуд аккредитаций) , стаж работы по эконом/юридической специальности должен быть не менее 3х лет, стаж работы на территории РФ – не менее 5 лет. Каждый аудитор , имеющий квалификационный аттестат, обязан ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым минфином. При этом программа обучения предпологает 40 часов в год. Повыш.квалиф. для аудиторов, к-ые имеют квалифик. аттестат 2х и более типов, осуществляются в объеме не менее 10 академических часов по каждому направлению аудита, но не менее 40 часов в общем объеме. По итогам проведения курсов повышения квалификации учебные/метод. центры выдают аудиторам документы о повышении квалификации.

Совершенствование обучения специалистов

Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой — к нормированию учебного процесса, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Практически нерешенным остается сегодня вопрос о методическом обеспечении процесса обучения. Учебно-методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей. Так, в УМЦ Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева по программам Центральной аттестационно — лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК Минфина России) и ИПБ разработаны и изданы учебно-методические пособия по изучению дисциплин "Аудит", "Управленческий учет", "Экономический анализ", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности". Однако уже назрела необходимость унификации подходов к методическому обеспечению и организации учебного процесса.

Подготовка аудиторов и профессиональных бухгалтеров должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:

утвержденные программы; учебники по каждой дисциплине и их компьютерные версии; учебно-методические пособия; "кейсы" (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров — сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность); задания для самостоятельной работы; методическое обеспечение вопросов, связанных с особенностями аудита и бухгалтерского учета в различных отраслях национальной экономики.

Следует обратить особое внимание на то, что многие новые функции бухгалтеров и аудиторов открывают и новые направления их подготовки, требующие знания современных программных бухгалтерских и аналитических продуктов, контрольных и аналитических процедур, диагностики и мониторинга деятельности предприятия, стратегического планирования и моделирования развития производства. Эти знания можно получить не только в базовых вузах, их могут дать специализированные организации новых компьютерных технологий, аудиторские и консультационные фирмы.

Полезно ввести на альтернативной основе (до 30% времени обучения) стажировки в аудиторских, бухгалтерских и консалтинговых фирмах. Контрольные функции за качеством и результативностью стажировок могут и должны быть возложены на Минфин России, а также на общественные организации, в первую очередь на ИПБ, который формирует требования к профессии.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей. Более 50% времени лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических наук и доктора экономических наук по соответствующему профилю дисциплин.

Воздействие, которое оказывают изменения в экономике, финансовой сфере, рыночной среде, управлении рыночными отношениями на содержание учебных программ, ведет к постоянной трансформации учебных программ, их разделов, к обновлению содержания курсов повышения квалификации.

В этой связи целесообразно обратиться в ЦАЛАК Минфина России и ИПБ с просьбой на базе ведущих вузов страны организовать подготовку и переподготовку преподавательских кадров.

Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации.

Работа по формированию тестов и билетов для экзаменов должна быть централизована. В целях совершенствования процесса аттестации предлагается:

изменить содержание тестов по существу, заменив вопросы с односложными ответами на ситуации и примеры, решение которых потребует от претендента демонстрации умений и навыков для целей ведения бухгалтерского учета, принятия управленческих решений, составления финансовой отчетности или для целей подготовки аудиторского заключения;

базу ситуаций и примеров сделать публичной, т.е. доступной для заинтересованных лиц. База ситуаций должна публиковаться в прессе. Она может быть размещена на сайтах Минфина России и ИПБ в Internet, постоянно не реже 1 раза в год полностью обновляясь;

проверку правильности решения ситуаций и примеров осуществлять централизованно — в Минфине России и ИПБ, для чего при тестировании можно использовать систему кодирования претендентов;

экзамен на знание теоретических и практических вопросов в рамках утвержденных программ проводить в устно-письменной форме;

разработать критерии оценки знаний претендентов и руководствоваться ими при приеме экзамена.

Повышение квалификации кадров

Аудитор и профессиональный бухгалтер получают на курсах повышения квалификации дополнительные знания о специфике бизнеса в отдельных областях и сферах хозяйствования, об особенностях бухгалтерского учета, аудита, об анализе и программном обеспечении по новым группам операций, которые ранее не использовались в организации. Это предполагает даже при самом высоком качестве базовой подготовки аудиторов и бухгалтеров постоянное непрерывное повышение их квалификации, которое совместно с вузами, готовящими специалистов, могут направлять, контролировать и оценивать Минфин России и ИПБ.

В качестве совершенствования процесса повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров предлагается:

специалистам, имеющим более одного квалификационного аттестата, считать достаточным при их продлении ежегодное повышение квалификации в объеме 40 академических часов по утвержденным ЦАЛАК Минфина России или ИПБ программам на выбор;

засчитывать как повышение квалификации аудиторам и профессиональным бухгалтерам защиту кандидатских и докторских диссертаций;

засчитывать как повышение квалификации для продления квалификационного аттестата преподавателям, читающим на курсах повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;

в качестве альтернативы 40-часовым курсам повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров организовать систему постоянно действующих в течение года комплексных семинаров и проводить повышение квалификации в системе семинаров;

в связи с усилением роли и значения отраслевого аудита в мировой аудиторской практике разработать программы повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров по вопросам особенностей учета, аудита, анализа, правового регулирования, налогообложения основных отраслей национальной экономики;

ввести обязательную форму контроля (в форме "кейсов") при проведении курсов повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров;

привлекать к проведению занятий специалистов крупных аудиторских компаний при проведении курсов повышения квалификации по темам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности.

Итак, процесс подготовки, аттестации, переподготовки бухгалтерско-аудиторских кадров требует усиления контроля за качеством работы УМЦ, готовящих аудиторов и профессиональных бухгалтеров, со стороны как органов управления бухгалтерскими, аудиторскими и финансовыми вопросами в стране (Минфина России), так и общественных организаций (ИПБ).