Общая характеристика разговорной речи.

Вопросы для обсуждения

 

1. Что изучает коллоквиалистика и почему она выделяется в особую дисциплину?

2. Что включается в понятие “разговорность”?

3. Являются ли, с вашей точки зрения, понятия “разговорная речь” и “разговорный функциональный стиль” тождественными? Ответ аргументируйте. Как представлен этот вопрос в трудах чешских лингвистов и в монографии “Русская разговорная речь”?

4. Какова доминанта разговорного стиля и как она влияет на специфику категорий разговорных текстов (тематическая цепочка, логическая цепочка, тональность, оценочность, темпоральность, локальность)?

5. В каких языковых особенностях отражается доминанта разговорного стиля?

6. Какова жанровая структура разговорной речи?

7. Какова роль …
невербальных средств в сфере разговорного стиля?

8. Что такое языковая игра? Какие виды языковой игры используются в сфере РР?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Земская Е.А. и др. Русская разговорная речь. — М., 1981. — С.5 — 40 (иметь краткий конспект).

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1993. — §§136 — 137.

3. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. — М., 1983. — Гл. V.

4. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. — М., 1974. — С.6 — 41.

5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С. 319-321, 657-660.

6. Стилистика и литературное редактирование/ Под ред В.И.Максимова. М., 2004. С. 57-82.

 

Дополнительная

1. Капанадзе Л.А. Две реальности, или Русская разговорная речь в зеркале видеоклипа // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: Сб. — М., 1996. — С.232 — 235.

2. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий . — Свердловск, 1990. — С. 112- 132.

3. Пиз А. Язык телодвижений. — Н.Новгород, 1992.

4. Мико Ф. Характер разговорности и разговорного стиля // Новое в заруб. лингвистике. Вып. ХХ. — М., 1988. — С.232 — 242.

5. Барнет В. Дифференциация национального языка и социальная коммуникация // Новое в заруб. лингвистике. Вып.ХХ. — М., 1988. — С.188- 198.

6. Дементьев В.В. Традиции изучения жанров русской РР в саратовской лингвистике // Проблемы речевой коммуникации. – Саратов, 2003. С. 83-96.

7. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Тема пищи в жанрах РР // Там же. С. 106-112.

8. Иванчук И.А. Разговорность публичной речи носителей элитарного типа речевой культуры: некоторые вопросы теории // Там же. С. 167-175.

 

9. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Современная городская коммуникация // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) — М., 2000. С 345- 359.

 

 

ЗАДАНИЯ

 

Задание 1 . Выполните упражнения 1, 3, 5, 6, 11 на с.25-37 из «Практикума по курсу Стилистика и литературное редактирование» / Под ред. В.И.Максимова. – М., 2004.

 

Задание 2. Используя материалы монографии “Русская разговорная речь. Тексты”, сделайте анализ языковых особенностей разговорной речи (2 — 3 текста)*

* Можно использовать материалы Приложения в монографии «Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995)»- М., 2000. С 359- 381.

 

Задание 3. Попытайтесь по аналогии с записью текстов в монографии сделать запись фрагмента любой теле- или радиопередачи (в идеале — с помощью видео- и аудиоаппаратуры). Охарактеризуйте параметры речевой ситуации, речевое поведение участников, проанализируйте их дискурс в аспекте разговорности. Попытайтесь определить, к какому типу речевой культуры принадлежат говорящие.

 

Задание 4. Подготовьте сообщения по видам и приемам языковой игры, используемым в РР (см.источник 3 в основной литературе).

 

Задание 5. Подготовьте сообщения по статьям, указанным в Дополнительной литературе (6,7,8,9).

Задание 6.

 

 

Занятие 10

Стилистика рекламы.

Вопросы для обсуждения:

1. Как может быть охарактеризована реклама с филологической точки зрения?

1. Что и с какой целью изучает стилистика рекламы?

2. К какому типу речевой культуры, монологическому или диалогическому, относится рекламный текст ? Какой спецификой он обладает? (Отношение к другим видам речевого воздействия, отношение к нормативности и т.д.).

3. Какие психологические механизмы лежат в основе рекламы и как они отражаются в композиции и языке рекламного текста?

4. Какие формы, виды и жанры рекламы существуют?

5. Какими средствами создается в рекламе имидж товара, услуг, фирмы?

6. Наблюдаются ли и если да, то какие, отличия в рекламных текстах, представленных в печатных и электронных средствах массовой информации?

7. Чем является реклама по отношению к системе функциональных стилей современного русского языка?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994. — С.297 — 319.

2. Золотова О.Н. Некоторые особенности восприятия рекламных текстов // Слово и текст: актуальные проблемы психолингвистики. — Тверь, 1994. — С. 126 — 128.

3. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004. С. 155 – 165.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С 635 – 642.

5. Михальская А.К. Основы риторики. — М., 1996. — С. § 37.

 

Дополнительная:

1. Кохтев Н.Н. стилистика рекламы. – М., 1991.

2. Почепцов Г.Г. Символы в политической рекламе. – Киев, 1997.

3. Ученова В.В. и др. Реклама: палитра жанров. – М., 2000.

4. Феофанов О.А. США: реклама и общество. — М., 1974. — С. 38 — 50.

 

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Ниже приведены рекламные тексты. Определите, к какому виду и жанру они принадлежат; спрогнозируйте возможную эффективность рекламы и средства ее достижения (композиция , особенности языкового выражения, графический ряд и т.п.).

 

ПРИГЛАШЕНИЕ К ПРЕДКВАЛИФИКАЦИИ Заем №3872 — RU Правительство Российской Федерации получило от Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) заем, направленный на покрытие расходов по Чрезвычайному проекту по ликвидации нефтяного загрязнения в Республике Коми и связанных с ним последствий.   Планируется, что часть средств Займа будет направлена на осуществление платежей по контрактам, описанным ниже как тендерные пакеты 1 и 2.   По поручению ОАО “Коминефть”, являющегося бенефициаром Займа, компания Geningconsult, консультант ОАО “Коминефть” по управлению Проектом и закупкам, настоящим приглашает заинтересованные компании к подаче заявок на предквалификацию по следующим тендерным пакетам: Тендерный пакет 1 Реабилитационные работы на нефтепрово Харьяга — Усинск Тендерный пакет 2 Телекоммуникация и СКАДА   Соискатели могут принимать участие в предквалификации по любому тендерному пакету, но должны представить отдельную заявку на предквалификацию для каждого тендерного пакета.   Успешный участник торгов по каждому тендерному пакету будет выполнять все инженерные, закупочные, строительные и другие работы, необходимые для надлежащего исполнения контракта. Для тендерного пакета 1 будут использованы стандартные документы Всемирного банка для торгов на закупку работ, а для тендерного пакета 2 — тендерные документы на поставку и монтаж завода и оборудования.   Заинтересованные соискатели могут получить дальнейшую информацию и детальные предквалификационные вопросники на английском и русском языке по представлении письменного запроса по нижеуказанному адресу:   Генинжконсалт Проспект Вернадского, 29, офис 1206 117331 Москва, Россия Тел/факс: (095) 131 — 4466/6667/138-2670 Контактное лицо: Сергей Андриенко, директор проекта   Предквалификационные вопросники можно будет получить начиная с 25 ноября 1996 года. Заявки на предквалификацию должны содержать детальную информацию, как это описано в предквалификационном опроснике, и должны быть доставлены в адрес Geningconsult не позднее, чем 20 января 1997 года.

А. Б.

 

 

Задание 2. Используя в качестве образца Таблицу III на с.65 в “Осно­вах риторики” А.К.Михальской, проанализируйте телерекламу (не менее трех роликов).

 

Примечание: Желательно обра­титься к рекламной практике раз­личных телеканалов, включая мест­ные.

 

Задание 3. Сделайте полный стилистический анализ выбранного рекламного текста.

 

Задание 4. Вас пригласили в рекламное агентство. Докажите, что Вы здесь необходимы.