Общая характеристика предприятия

 

 

Санаторий ОАО «Виктория» был основан в 1989 году. Территория занимает 7 га, в пяти минутах ходьбы от санатория протекает речка Ольшанка и совсем недалеко расположено Пестовское водохранилище. Основной задачей санатория является лечение заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Основным профилем санатория являются болезни опорно-двигательной системы, заболевания нервной системы, заболевания системы кровообращения, заболевания органов дыхания, заболевания костно-мышечной системы, гастроэнтерология, сахарный диабет.

Дополнительным профилем санатория являются гинекологические, урологические заболевания, ЛОР-патология.

Адрес: 141295, Московская область, Пушкинский район, п/о Ельдигино, д. Раково.

Структура санатория «Виктория» представлена в приложении 1.

Лечебная база: ванны (йодобромные, хвойные, морские, ароматические, пихтовые, бишофитные), лечебные души (горизонтальный, циркулярный, душ-виши), теплолечение (парафинотерапия, озокерит, ингаляции); электролечение …
(гальванизация и лекарственный электрофарез, амплипульстерапия, ультравысокочастотная терапия, магнитотерапия), фонофорез, светолечение (УФО, лазеротерапия), УЗИ, галокамера, ЛФК, массаж (классический ручной, комбинированный, подводный, душ-массаж), снятие и расшифровка ЭКГ, профилактика и лечение болезней зубов и полости рта, электросонотерапия.

Дополнительные услуги: стоматологические услуги, парикмахерские услуги, услуги платной охраняемой автостоянки, экскурсионные услуги, косметологические услуги, интернет услуга, бильярд, гимнастический зал, лечебно-оздоровительный бассейн, дискотека, тренажерный зал, настольный теннис, караоке, кинозал (домашний кинотеатр), медпункт, игровая площадка для детей, площадка для загара, тренажерный зал.

Группы потребителей услуг: дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые, ​пенсионеры, многодетные семьи.

Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры.

Организационная структура управления — совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.

В теории управления различают несколько видов организационных структур управления, к основным из которых относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.

В ОАО «Виктория» применена линейно-функциональная структура управления, при увеличении размера предприятия с линейно-штабной организационной структурой число возникающих вопросов, требующих решения увеличивается, штаб разрастается, и нагрузка Руководителя опять же становится чрезмерной.

Основным достоинством данной структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым компетентность управления в целом.

ОАО «Виктория» возглавляет генеральный директор, который является единоличным исполнительным органом предприятия и руководит в соответствии с законодательством РФ всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие структурных подразделений предприятия, направляя их деятельность на достижение высоких темпов развития организации. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифи­цированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта. Обеспечи­вает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсужде­нии и решении ряда вопросов. Решает вопросы, касающиеся финансово-эконо­мической и хозяйственной деятельности пред­приятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав. Представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления. Поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам — заместителям директора, руководителям производственных единиц, функ­циональным и производственным подразделениям.

В качестве недостатка организационной структуры следует отметить перегруженность директора, которому приходится управлять 13-ю подчиненными. Оптимальное число подчиненных-управленцев у руководителя не должно превышать 7-9 человек, поскольку, чем выше норма управления, тем выше сложность управляемого процесса. Перегруженность директора приводит к невозможности системного и регулярного управления каждым подчиненным, что может привести к потере управляемости отдельных направлений деятельности предприятия.

Должностные обязанности сотрудников ОАО «Виктория» представлены в Приложении 2.

Санаторий ОАО «Виктория был основан в 1989 году. Территория занимает 7 га, в пяти минутах ходьбы от санатория протекает речка Ольшанка и совсем недалеко расположено Пестовское водохранилище. Основной задачей санатория является лечение заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Основным профилем санатория являются болезни опорно-двигательной системы, заболевания нервной системы, заболевания системы кровообращения, заболевания органов дыхания, заболевания костно-мышечной системы, гастроэнтерология, сахарный диабет.

Дополнительным профилем санатория являются гинекологические, урологические заболевания, ЛОР-патология.

Анализ деятельности предприятия включает изучение динамики и структуры доходов и темпов его роста (см. таблицу 2.1).

 

Таблица 2.1 – Динамика доходов ОАО «Виктория» за 2011 г.-2013 г.

№ п/п Наименование показателя 2011 год, тыс.руб. 2012 год, тыс.руб. 2013 год, тыс.руб. Отклонения
2012 г.-2011г. 2013 г. – 2012 г.
Абс. +/- Отн. % Абс. +/- Отн. %
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 18543,1   19791,1   20540,0   748,9 3,8 6,7
2. Доходы от услуг, всего 4,7 30,9 1,5
3. Доходы от мед. услуг, В том числе: — первичный прием и динамическое наблюдение терапевта — электрокардиография Лабораторные исследования — лечебные ванны — души (циркулярный, Шарко, восходящий, Виши) — ингаляции — фитотерапия — аппаратная физиотерапия — терренкур — массаж ручной сегментарный 1,5 ед — аэрофитотерапия — галокамера — теплолечение 2003,1   1810,0   96,0   125,0 140,0   280,0 230,0 150,0 470,0 250,0 301,0 600,0 440,0 2097,1   1950,0   97,0   127,0 155,0   390,0 230,0 150,0 580,0 250,0 301,0 700,0 540,0 2128,0   2000,0   98,0   129,0 170,0   470,0 230,0 150,0 690,0 250,0 301,0 800,0 590,0         — — — —   —     7,7     1,6 10,7 — 39,3 — — — —   16,7 22,7 —           — — —   —     2,6     1,6 9,7 — 20,5 — — — —   9,3 —
Доходы от размещения, В том числе: -1-местный -2-местный 1 кат — 2-комн. 2 кат. — 2 местн.стандарт -2-мест.улечш. — VIP     204,0 221,0 253,0 331,0 363,0 395,0     223,0 243,0 278,0 364,0 399,0 436,0     246,0 269,0 306,0 402,0 440,0 480,0         9,3 9,9 9,9 10,4         10,3 9,7 10,4 10,2 10,1
1.   Доходы от дополнительных услуг, В том числе: — бильярд — аренда площади, зала — настольный теннис — парковка автомашин — Шампура — дрова — уголь — лечебно-профилактический бассейн (с сауной) — тренажерный зал — караоке — бильярд — кинозал — -игровая площадка для детей   5950,0 151,0 880,0 580,0 150,0 120,0 150,0 450,0 400,0 300,0 150,0 150,0 250,0 200,0   6350,0 151,0 880,0 580,0 150,0 120,0 150,0 450,0 400,0 300,0 150,0 150,0 250,0 200,0   6350,0 151,0 980,0 590,0 150,0 120,0 150,0 450,0 400,0 300,0 150,0 150,0 250,0 200,0   — — — — — — — — — — — — —   6,7 — — — — — — — — — — — — —   — — — — — — — — — — — —   — — 11,4 1,7 — — — — — — — — — —  

 

В 2013г. ОАО «Виктория» получила выручку в размере 20540 тыс.руб., что на 6,7 % выше уровня 2012 года. Основную часть выручки (81,2 %) составили доходы от предоставления медицинских услуг.

 

Рис. 2.1 Доходы от услуг ОАО «Виктория» за 2011-2013 гг.

 

Таблица 2.2 — Структура доходов ОАО «Виктория»

Наименование показателя 2011 год 2012 год 2013 год
тыс. руб. уд. вес., % тыс. руб. уд. вес.,% тыс. руб. уд. вес., %
Доходы от услуг — всего, в т.ч.:
Доходы от мед.услуг 2003,1 22,1 2097,1 21,9 2128,0 21,5
Доходы от размещения 20,7 21,6
Доходы от доп.услуг 57,2 57,1 56,9

 

Рис.2.2. — Структура доходов от услуг, 2011 год

 

Рис. 2.3. — Структура доходов от услуг, 2012-2013 гг.

 

Анализ себестоимости работ имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости .

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно. Проанализируем себестоимость по статьям затрат (таблица 2.4).

Таблица 2.3 — Себестоимость ОАО «Виктория» по статьям затрат

Статьи затрат 2011 г. 2012г. 2013г. Абс.отклон 2011-2012г Абс. отклон. 2012-2013г Уд.вкс 2011, %   Уд. вес, 2012г, % Уд. вес, 2013г, %
Лечебные процедуры санатория, тыс. руб. 1209,0 1291,0 1650,8 470,9 -164,0
Продукты питания 927,5 1105,2 749,7 177,7 -355,4
Затраты на оплату труда, тыс. руб. 960,1   871,4 694,0   -88,6 -177,3
Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. 96,2 80,3 48,5 -15,9 -31,8
Амортизация основных средств, тыс. руб. 124,1 107,5 74,1 -16,6 -333,6
Резервы отпусков 108,2 86,7 43,6 -21,5 -430,2
Затраты на транспортные услуги, тыс. руб. 88,9 74,9 46,9 -40,1 -280,1
Прочие расходы (налоги, разрешения, т.д.) 366,4 184,6 -90,8 -1817,4
Итого себестоимость, тыс.руб 6108,3 5983,8 3492,7 -124,5 -249,1
Затраты на 1 руб. реализации работ, коп:

 

Себестоимость работ тесно связана с таким показателем как объем продукции, поэтому снижение объема услуг в 2013г. привело к снижению себестоимости на 2491,0 тыс. руб. по сравнению с 2012г. Все это, в свою очередь, привело к увеличению затрат на 1 руб. продукции на 1 коп.

По статьям затрат высокая доля, более 50%, приходится на лечебные прцедуры санатория.

 

 

Рис.2.4 – структура затрат ОАО «Виктория» за 2011 год

Для выполнения заказов «точно вовремя» и хорошего качества необходимо обеспечивать приток качественного материала.

Рис.2.5 – структура затрат ОАО «Виктория» за 2012 год

 

Также существенные расходы идут на содержание и эксплуатацию оборудования (20%), так как специфика работы требует высокотехнологическое оборудование. Не малые расходы идут и на персонал, их оплату труда

Рис.2.6 -Структура затрат санатория ОАО «Виктория» 2011 г. – 2013 г.

 

Связано это тем, что предприятие рассматривает его как капитал, т.е. развитие предприятия возможно через развитие персонала (см. рис.2.3).

Исходя из проделанных анализов деятельности ОАО «Виктория» составим сводную таблицу основных экономических показателей (см. таблицу 2.9.2).

Из расчетных данных видно, что санаторий ОАО «Виктория» Проиллюстрируем динамику основных показателей деятельности ОАО «Виктория» на рис.2.2.

Таким образом, на основе проведенного анализа деятельности ОАО «Виктория» по вопросу анализа фонда оплаты труда можно сделать следующий вывод: ОАО «Виктория» — конкурентоспособная организация, предлагающая широкий спектр услуг по строительству и содержанию дорог.

 

Таблица 2.4 -Основные показатели деятельности ОАО «Виктория»

Наименование показателя 2011г. 2012г. 2013г. Отклонение Отклонение
+/- % +/- %
Выручка реализованных услуг, тыс.руб. 18543,1 19791,1 6,7 748,9 3,8
Численность, чел. 1,0 3,0
Фонд оплаты труда, тыс.руб.   1894,9 1923,9 2013,9 1,5 4,7
Среднегодовая заработная плата одного работающего, руб. 0,3 0,1
Себестоимость, тыс. руб. 6108,3 5983,8 3492,7 -124,5 -2,0 -2491,1 -41,6
Затраты на 1 руб. реализации услуг, коп. 36,4 -13 -43,3
Прибыль от реализации, тыс. руб.   12435,1 13807,3 17047,3 1372,2 11,0 23,5
Рентабельность продаж,% 69,8 2,8 4,1 13,2 18,9
Рентабельность деятельности,% 2,0 2,3 4,9 0,3 2,6 113,0

 

Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их достижения и недостатки.

Рис.2.7 — Динамика основных показателей деятельности ОАО «Виктория»

 

Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, так и с расходованием фонда оплаты труда, формирование и использование которого сказывается на деятельность персонала и на предприятие в целом.